ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Медиация в семейно-правовых конфликтах
(семейная медиация)
(16 часов)
Программа разработана:
АНО «Западно-Сибирский региональный
Центр медиации и права»
Тюмень - 2018
-
Пояснительная записка
Учебная программа дисциплины «Медиация в семейно-правовых конфликтах» (семейная медиация) разработана на основе ФЗ № 193 от 27.07.10 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», и, в соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист в области медиации (медиатор)», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 года N 1041н.
Программа является дополнительной профессиональной образовательной программой повышения квалификации и позволяет приобрести новые профессиональные компетенции для успешного выполнения трудовых функций в рамках существующей квалификации.
Программа предназначена для лиц, в сферу профессиональной деятельности которых входят вопросы профилактики и урегулирования конфликтов, вытекающих из брачно-семейных отношений, в которых затрагиваются непосредственные интересы ребенка (несовершеннолетних), в том числе, детско-родительских конфликтов. Обучение по программе повышения квалификации может быть полезным сотрудникам органов исполнительной власти, специалистам социально-образовательной сферы и общественных организаций в непосредственные должностные обязанности или функции которых входят профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, в том числе: сотрудникам КНДиЗП, органов опеки и попечительства, ЗАГС, педагогов и психологов, осуществляющих образовательные, педагогические и иные воспитательные функции. Цель программы: формирование профессиональных (медиативных) компетентностей специалистов, позволяющих эффективно принимать решения по урегулированию конфликтов, предметом которых являются непосредственные интересы ребенка, в том числе, материальное благосостояние, его физическое, нравственно-психологическое и духовное развитие.
Содержание программы предполагает рассмотреть следующие вопросы: понятие медиации как социально-правового института, его правовой основы и принципов медиации, обусловленность, предназначение и основные направления применения медиации в сфере социального управления, а также использование медиативных технологий в различных видах профессиональной деятельности. Основное внимание обращается на механизм формирования, развития и урегулирования семейно-правовых конфликтов с участием ребенка (несовершеннолетних), возникающих в процессе расторжения брачных отношений, исполнения алиментных обязательств (по содержанию ребенка), раздела имущества супругов и определения места жительства ребенка. Рассматриваются практические ситуации из судебной практики по лишению родительских прав и определению места жительства ребенка, которые были урегулированы с применением процедуры медиации (с участием профессионального посредника) в комнате примирения Калининского суда города Тюмени (май 2015-2017гг.).
Обучение проводится с применением основных видов занятий, включая лекции, практические занятия, индивидуальные и групповые формы тренинга.
Занятия (лекции и тренинги) проводят ежедневно практикующие медиаторы - специалисты АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права», используется международный, общероссийский и региональный опыт судебной медиации и урегулирования правовых споров во внесудебном порядке.
По итогам обучения слушатели получают документ об образовании установленного образца – удостоверение о повышении квалификации.
1.1. Общая характеристика дополнительной образовательной
программы:
1.1.1. Законодательные и нормативные правовые акты, в соответствии с которыми разрабатывалась программа повышения квалификации:
Федеральный закон от 09.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть
1). № 7598.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 19Э-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. № 4162.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. № 1041 н 07.001 «Полный профессиональный стандарт № 307 «Специалист в области медиации (медиатор)» // http://w\vvv.garant.ru
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // http://w\vvv. garant.ru Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №.499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013 №.29444);
Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879/06 «О документах о квалификации».
1.1.2. Тип дополнительной профессиональной программы: программа повышения квалификации (далее - программа).
1.1.3. Программа направлена на совершенствование компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации и/или приобретение новых компетенций в новой сфере - деятельности в области медиации.
1.1.4. Срок освоения программы: 16 часов.
1.1.6. Форма обучения: очная.
1.1.7. Категория обучающихся: лица, имеющие уровень образования, в соответствии с законодательством Российской федерации.
1.1.8. Формы аттестации обучающихся: текущая и итоговая аттестация.
1.1.9. Документ о квалификации: лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию выдается документ об образовании установленного образца – удостоверение о повышении квалификации.
1.2. Цели обучения:
Приобретение знаний и дополнительных профессиональных компетенций в области профессиональной деятельности, в том числе направленных на формирование навыков в дополнительном виде профессиональной деятельности по профилактике и урегулированию конфликтов в семейно-правовых отношениях.
1.3. Планируемые результаты обучения:
В результате освоения программы слушатель должен иметь представление о понятии и сущности, принципах и правовой основе медиации, а также ее преимуществах и эффективности в сфере семейно-правовых конфликтов.
Слушатель должен знать:
- понятие медиации как социально-правового института, его правовую основу, социальную обусловленность и преимущества перед юрисдикционными способами урегулирования споров;
- основные направления (сферы) применения медиации, в том числе в смейных, трудовых спорах, а таже иных видов, вытекающих из гражданско-правовых отношений;
- основные виды семейных споров, в которых применение медиации наиболее эффективно и необходимо, в том числе, споров, непосредственно затрагивающих права ребенка;
-отдельные стадии процедуры медиации и итоговые процессуальные документы, закрепляющие результаты процедуры медиации.
Слушатель должен уметь:
-Оценивать, в целом, возможность применения процедуры медиации для конкретного спора;
- относить категорию спора к виду правовых споров, по которым возможно применение процедуры медиации;
- отличать стадию конфликта, которая не позволит проведение процедуры медиации;
применять медиативные технологии в своей профессиональной деятельности в рамках существующей квалификации и повседневной жизни.
Слушатель должен владеть:
-навыками разъяснения сущности медиации и ее сравнения с юрисдикционными способами разрешения правового спора;
- навыками применения вопросных техник медиации при возникновении конфликтной ситуации в сфере производственных или семейно-правовых отношений.
1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
необходимые для освоения программы.
Лица, имеющие соответствующий образовательный уровень в соответствии с законодательством РФ.
1.5. Тематический план дисциплины (курса)
№ п/п |
Наименование раздела / темы |
Количество часов |
|||
всего |
лекций |
практ. |
итог.аттестация |
||
1 |
Медиация в механизме профилактики и урегулирования социально-правовых конфликтов |
8 |
4 |
4 |
- |
1.1. |
Понятие, правовые основы и принципы медиации. Медиация как социально-правовой институт: понятие и сущность, социальная обусловленность и предназначение, история возникновения и развития. Основные направления применения медиации в социальной сфере. Правовые основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации. Понятие, сущность и система принципов медиации. Добровольность. Конфиденциальность. Взаимное уважение и равенство сторон. Нейтральность и беспристрастность медиатора. |
4 |
2 |
2 |
- |
1.2. |
Процедура медиации и медиатор. Стадии и содержание процедуры медиации. Процессуальное оформление результатов процедуры медиации. Медиативное соглашение как результат процедуры медиации. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения. Медиатор - специалист по урегулированию социально-правовых конфликтов. Правовой статус медиатора, иммунитет и требования, предъявляемые к медиатору.Профессиональный стандарт медиатора. Профессиональные конфликтологические и медиативные компетенции специалиста в области медиации. |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
Основы применения медиативных технологий в профилактике и разрешении семейно-правовых конфликтов |
8 |
2 |
6 |
- |
2.1. |
Семейно-правовой конфликт как сфера применения медиации Медиативная помощь в семейно-правовых конфликтах: основные виды правовых споров, классификация участников и благополучателей семейно-правовых конфликтов. Несовершеннолетние (дети) как объект манипуляций в семейно-правовых конфликтах и средство согласования интересов участников спорных отношений. Использование особенностей психологической характеристики личности в урегулировании семейных споров. Менталитет, стереотипы, фобии. |
4 |
2 |
2 |
- |
2.2. |
Тренинг: «Урегулирование спора о лишении родительских прав», |
2 |
- |
2 |
- |
2.3. |
Тренинг: «Урегулирование спора об определении места жительства ребёнка, порядка общения и участия в его воспитании». |
2 |
- |
2 |
- |
3. |
Итоговая аттестация (круглый стол) |
|
|
|
Удостоверение |
|
Итого |
16 |
6 |
10 |
|
1.6. Календарный учебный график
Календарный учебный график представлен в расписании курсов.
- Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Материально-технические условия реализации программы
Наличие:
- специализированных аудиторий
-технического программного обеспечения и оборудования, в том числе, компьютера, мультимедийного проектора, экрана, доски и других.
- совокупность информационных технологий: электронный образовательный ресурс, технические средства (ауди-видео) проведения занятий.
Виды занятий: лекции, практические (семинары, практические занятия, дискуссии).
2.2. Форма организации образовательной деятельности.
2.2.1. Формат программы основан на тематическом принципе представления содержания образовательной программы и содержит 4 раздела (темы) учебной дисциплины.
2.2.2. Реализация программы предусматривает непосредственное присутствие обучаемых на всех учебных занятиях и участие слушателей в обсуждении теоретических и практических вопросов, а также при проведении тренинговой части курса и ролевой игре.
2.3. Условия реализация программы:
2.3.1. Обучение по программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение слушателя, зачисляемого на обучение и/или на льготной/безвозмездной основе.
2.3.2. Обучение осуществляется непрерывно.
2.3.3. При реализации программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, в том числе, телекоммуникационные сети «Интернет». Местом обучения является место нахождения организации.
2.4. Ресурсы для реализации программы:
2.4.1. Профессиональный штат аккредитованных педагогических работников, осуществляющих деятельность на основе договора и имеющих необходимый профессиональный уровень подготовки, научно-педагогической и профессиональной деятельности в области образования.
2.5. Иные условия реализация программы:
2.5.1. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации и в согласованные сроки, в том числе, с применением элементов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
2.5.2. Образовательный процесс осуществляется в течение всего календарного года с учетом сроков набора групп или по индивидуальному плану.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1 Медиация в механизме профилактики и урегулирования социально-правовых конфликтов
- Понятие, правовые основы и принципы медиации.
Медиация как социально-правовой институт: понятие и сущность, социальная обусловленность и предназначение, история возникновения и развития.
Основные направления применения медиации в социальной сфере.
Правовые основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.
Понятие, сущность и система принципов медиации. Добровольность. Конфиденциальность. Взаимное уважение и равенство сторон. Нейтральность и беспристрастность медиатора.
1.2. Процедура медиации и медиатор.
Стадии и содержание процедуры медиации. Процессуальное оформление результатов процедуры медиации. Медиативное соглашение как результат процедуры медиации. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения.
Медиатор - специалист по урегулированию социально-правовых конфликтов. Правовой статус медиатора, иммунитет и требования, предъявляемые к медиатору. Профессиональный стандарт медиатора.
Профессиональные конфликтологические и медиативные компетенции специалиста в области медиации.
Раздел 2 Основы применения медиативных технологий в профилактике и разрешении семейно-правовых конфликтов
2.1 Семейно-правовой конфликт как сфера применения медиации
Медиативная помощь в семейно-правовых конфликтах: основные виды правовых споров, классификация участников и благополучателей семейно-правовых конфликтов.
Несовершеннолетние (дети) как объект манипуляций в семейно-правовых конфликтах и средство согласования интересов участников спорных отношений.
Использование особенностей психологической характеристики личности в урегулировании семейных споров. Менталитет, стереотипы, фобии.
2.2. Тренинг: «Урегулирование спора о лишении родительских прав»,
«Лишение родительских прав»
(деловая игра - разминка для медиатора)
Фабула ситуации для участников тренинга с ролевым участием:
В суд общей юрисдикции подано исковое заявление о лишении родительских прав Истец – Екатерина (35 лет), Ответчик Нурлан 36 лет.
Ответчик в судебное заседание не явился. Судья предложил Истице пройти процедуру медиации.
Представитель Ответчика сообщила судье по телефону о невозможности явиться в судебное заседание и была проинформирована о процедуре медиации, при этом пояснила, что Ответчик может согласиться пойти на эту процедуру, но сам должен принять это решение.
Истец (Екатерина) и представитель Ответчика по рекомендации суда пришли на консультацию к медиатору. По итогам консультации было принято решение заключить соглашение о проведении между сторонами спора процедуру медиации и урегулировать данную ситуацию в процедуре медиации.
Задание медиатору:
- Провести консультацию со стороной спора.
- Сделать предложение Ответчику (стороне спора) на участие в процедуре медиации по телефону.
- Провести первую встречу –( кокус 1) с Истицей.
- Провести первую встречу –( кокус 2) с Ответчиком.
Основная задача медиатора:
- выяснить основные интересы каждой стороны
- выяснить общие интересы
- определить пути (варианты договоренностей по урегулированию ситуации)
Действия медиатора: по своему усмотрению провести необходимое количество сессий (встреч) со сторонами для урегулирования спора, при наличии предложений по урегулированию спора - сделать (передать) другой стороне «эти» предложения.
2.3. Тренинг: «Урегулирование спора об определении места жительства ребёнка и порядка общения и участия в его воспитании».
Работа с аудиторией по данному разделу проводится по усмотрению преподавателя и выбранному им практическому примеру из практики самостоятельно.
- Система оценивания: формы текущего и итогового контроля
4.1. Система оценивания
Систему оценивания определяют текущий и итоговый контроль, которые осуществляются в процессе освоения учебного материала программы дисциплины.
4.1. Формы текущего контроля по темам определяются как проведенные во время занятий: собеседование/обсуждение вопросов по разделу курса, публичное выступление с сообщением на тему из перечня примерных контрольных вопросов по дисциплине.
Форма текущего контроля определяется как устный ответ на вопрос по теме или всему разделу учебной дисциплины, обсуждение вопросов темы, участие в дискуссии по обсуждаемым вопросам.
Участие слушателя в занятиях очной формы и выполнение установок – устных и/или письменных заданий преподавателя, определяет освоение обучаемым программного материала и оценку «зачтено» в системе оценивания текущего и итогового контроля.
4.2. Форма итогового контроля определяется совокупностью успешных промежуточных аттестаций по разделам курса, по результатам которых слушатель аттестуется в недифференцированной форме с оценкой - зачтено или не зачтено.
Слушатель, принимавший участие в учебных занятиях, обсуждении возникающих в ходе их проведения вопросов, обоснования и аргументации выводов по учебным и практическим ситуациям, тренингах в результате которых он получил текущую и промежуточную аттестацию – допускается (автоматически) по совокупности освоенных разделов учебной дисциплины к итоговой аттестации.
4.3. Оценочные материалы текущей и итоговой аттестации.
В качестве основных оценочных средств в процессе обучения используются: устный опрос, обсуждение дискуссионных вопросов (дискуссия/круглый стол).
Обязательным условием для аттестации по каждой теме является непосредственное участие слушателя на учебных занятиях и обсуждение на них текущих вопросов.
4.3.1. Оценочные материалы текущей аттестации.
В качестве основных оценочных средств в процессе обучения используются: устный опрос, обсуждение дискуссионных вопросов.
Текущая аттестация определяется по дисциплине как непосредственное участие слушателя на аудиторных занятиях, обсуждение вопросов темы, выполнение текущих заданий, выполнение и решений практических ситуаций .
4.3.2. Оценочные материалы итоговой аттестации.
4.3.2.1. Итоговая аттестация осуществляется после освоения всех тем программы и успешной текущей аттестации.
4.3.2.2. Итоговая аттестация проводится в форме совокупной оценки текущей успеваемости по всем разделам учебной дисциплины.
Прохождение итоговой аттестации как одного из главных показателей эффективности обучения слушателей и принимает решение о выдаче слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, документа об обучении установленного образца - удостоверения о повышении квалификации.
4.3.2.3. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы (отчисленным), выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права».
Лицам, не имеющим установленного законодательством РФ уровня образования выдается документ - Сертификат, по образцу, устанавливаемому АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права».
- Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.1. Учебно-методическое обеспечение составляют:
5.1.1. материально-технические средства, в том числе, компьютеры, оргтехника, ауди-видео аппаратура (видеокамера, звуковые колонки, экран и др.)
5.1.2. материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом, привлекаемым для проведения занятий, в числе которых, перечень примерных вопросов для контроля (собеседования), материалы для самоконтроля, раздаточный материал, презентации и иные наглядные электронные (видео) материалы и презентации по отдельным темам, используемые профессорско-преподавательским составом.
5.2. Учебно-информационное обеспечение
Перечень основной и дополнительной литературы содержит источники, которые имеются в открытом и свободном доступе публичных научных и периодических изданий, информационных электронных ресурсов в свободном доступе системы «Интернет», а также в библиотечном фонде (читального зала) библиотеки «Московский институт государственного управления и права»), согласно договора о Сотрудничестве в научно-образовательной сфере от 06.сентября 2017 года, дополнительного соглашения и Правил пользования библиотекой. Перечень специальной литературы предложен с учетом электронных изданий (копий) находящихся в методических материалах и электронном ресурсе АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права.
5.2.1. Перечень нормативно-правовых актов, основной и дополнительной литературы
5.2.1.1. федеральные законы и нормативные акты
- Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре (Принят в г. Нью-Йорке 24.06.2002 на 35-ой сессии ЮНСИТРАЛ) //СПС КонсультантПлюс. 2017
- Директива № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» (Принята в г. Страсбурге 21.05.2008) //СПС КонсультантПлюс. 2017
- Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ (Принят 23.07.1980 на 241-ом заседании Комиссии ООН по праву международной торговли) //СПС КонсультантПлюс. 2017
- Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1993. № 13. Ст. 1110.
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1859.
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 18
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 года № 14-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 от 26.11.2001 года № 146-ФЗ //Парламентская газета. 2001. № 224.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1(ч. 1), ст. 1.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 года № 95-ФЗ // Российская газета. 2002. № 137.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 от 18.12.2006 года № 230-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ// Российская газета. 2015. № 49.
- Закон РФ от 07.07.1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» //Российская газета. 1993. № 156.
- Федеральный закон от 21.07.1997 года «О судебных приставах» // Собрание
законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
- Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации» от 31.05.2002 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. 2006.№51.
- Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» //Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
- Федеральный закон от 30.04.2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2144.
- Федеральный закон от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. 2010. № 168.
- Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском
разбирательстве) в Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 297.
- Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6706.
- Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»// Российская газета. 2011. № 60.
- Приказ Минтруда России от 15.12.2014 № 1041н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 30
- Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния,но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» //Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4557
б) акты судебных органов:
- Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год». Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015 // СПС КонсультантПлюс. 2017.
- Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г.№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за 2015 год». Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 //СПС КонсультантПлюс. 2017
5.2.1.2. Список научно-методической литературы:
- Аболонин В. О. Судебная медиация: теория, практика, перспективы. М.: Инфотропик Медиа, 2014. — 408 с.
- Абрамсон Г. И. Сопровождение сторон в процедуре медиации. Руководство для адвокатов и консультирующих юристов. М.: МЦУПК, 2013. — 542 с.
- Азарнова А. Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 288 с.
- Альтернативное разрешение споров: Учебник / под ред. Е.А. Борисовой. М.: Городец, 2019.
- Арутюнян А. А. Медиация в уголовном процессе. М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 200 с.
- Архипкина А.С. Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации: метод.пособие для практических работников / А.С. Архипкина, У.Н. Белозерцева, М.Н. Садовникова. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. — 97 с.
- Архипкина А.С. Альтернативные способы разрешения споров: современные механизмы защиты прав граждан : учеб.-метод. пособие / А.С. Архипкина, М.Н. Садовникова, А.А. Кровушкина. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. — 207 с.
- Ватцке Э. «Вполне возможно, эта история не имеет к Вам никакого отношения…». Истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации. М.: МЦУПК, 2009. — 144 с.
- Давыденко Д. Л. Примирительные процедуры в европейской правовой традиции. М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 232 с.
- Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации. Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2017.
- Досудебные и судебные примирительные процедуры: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции; 8-9 декабря 2016 г., г. Воронеж / Под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М.: Инфотропик медиа, 2017.
- Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (Иркутск — Улан-Удэ, 22-25 сентября 2015 г.) / Науч. ред. Э. Л. Раднаева, М. Н. Садовникова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. — 288 с.
- Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 2). М.: Инфотропик Медиа, 2011. — 304 с.
- Катч И., Рабинович-Эйни О. Цифровое правосудие. Интернет-технологии для разрешения споров. М.: МЦУПК, 2018.
- Ковач К. Медиация: краткий курс / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 316 с.
- Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / Отв. ред. С. К.Загайнова, В. В.Ярков (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 1). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 272 с.
- Коммерческая медиация: теория и практика. Сборник статей / Под ред. С. К. Загайновой, В. О. Аболонина. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 304 с.
- Кровушкина А.А. Как общаться конструктивно с другом, родителем, учителем / А.А. Кровушкина, М.Н. Садовникова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014 г. – 24 с.
- Кроули Дж., Грэм К. Медиация для менеджеров. М.: МЦУПК, 2010. — 304 с.
- Кэрролл Э., Мэки К. Международная медиация — искусство деловой дипломатии. М.: МЦУПК, 2012. — 264 с.
- Лазарев С.В. Основы судебного примирения. М.: Инфотропик Медиа, 2011. — 256 с.
- Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие / О.В. Маврин. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. – 96 с.
- Медведев И.Р. Разрешение городских конфликтов. М.: Инфотропик-медиа, 2017.
- Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации: учеб.-метод. материалы для практ. работников / А.С. Архипкина, М.Н. Садовникова, У.Н. Белозерцева, А.А. Кровушкина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 178 с.
- Медиация: Учебник / Под ред. А.Д. Карпенко, А.Д. Осиновского. СПб.: Редакция журнала Третейский суд; М.: Статут, 2016.
- Медиация в нотариальной деятельности : практическое пособие / Отв. ред.: С. К. Загайнова, Н. Н. Тарасов, В. В. Ярков (Серия «Библиотека нотариуса» / Федеральная нотар. палата, Центр нотар. исслед.). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 328 с.
- Медиация в практике нотариуса / Отв. ред. С. К. Загайнова, Н. Н. Тарасов, В. В. Ярков (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 3). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 336 с.
- Медиация в России: от слов к делу. Материалы второй международной конференции «Медиация. Альтернативные методы разрешения споров, и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики». М.: МЦУПК, 2007. — 128 с.
- Медиация в судебной системе: Сборник материалов / Колл.авторов. Сост. Ц.А. Шамликашвили. М.: МЦУПК, 2017. — 182 c.
- Медиация: теория, практика, перспективы развития: Сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции. М.: ФИМ, 2015. — 218 с. (Электронное издание.)
- Медиация: теория, практика, перспективы развития: Сборник материалов Второй всероссийской научно-практической конференции. М.: ФИМ, 2017. — 178 с. (Электронное издание.)
- Медиация: Учебник / под ред. А.Д. Карпенко, А.Д. Осиновского. СПб.: Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Статут, 2016. — 470 с.
- Нечаева А.М. Дети России. М.: МЦУПК, 2013. — 192 с.
- Нигматуллина Т.А. Политическая медиация: учеб.пособие для академического бакалавриата / Т.А. Нигматуллина, Л.О. Терновая. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. (Серия:Университеты России).
- О применении в отношении несовершеннолетних медиативныхтехнологий и работе служб медиации: сборник материалов по результатам III Всероссийского совещания по вопросу организаций деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (г. Уфа, 8–9 ноября 2016 г. / [редкол.: Е.В. Ильгова (отв. ред.) и др.]; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. – 184 с.
- Паркинсон Л. Семейная медиация. М.: МЦУПК, 2010. — 400 с.; 2-е изд. 2016. — 316 с.
- Пель М. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. М.: МЦУПК, 2009. — 400 с.
- Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография / Отв. ред. М.Р. Арпентьева (Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1.). Калуга: Калужский ГУ им. К.Э. Циолковского, Эйдос, 2016. — 340 с.
- Понасюк А. М. Медиация и адвокат: новое направление адвокатской практики. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 384 с.
- Право ребенка на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления или права ребенка не должны быть конфетой в зашитом кармане : информ. брошюра для детей и взрослых / Под общ.ред. М.Н. Садовниковой, Е.С. Проскуриной ; ФГБОУ ВПО «ИГУ». Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014 г. – 150 с
- Правосудие. Медиация. Справедливость / Сб. материалов научно-практической конференции ФИМ. М.: ФИМ, 2016. — 168 с.
- Пронина Е.В., Попова (Смолик) С.Ю. Психологические основы медиации: новый способ решения проблем /Серия: Технологии работы с молодежью. – Владимир:ХХХХХ, 2015. – 126 с.
- Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение. Коллективная монография / Отв. ред. М.Р. Арпентьева (Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 2.). Калуга: Калужский ГУ им. К.Э. Циолковского, Эйдос, 2016. — 290 с.
- Пун Г. Руководство по медитации для корпоративных юристов. М.: МЦУПК, 2012. — 168 с.
- Развитие медиации в России: теория, практика, образование : Сборник статей / Под ред. Е. И. Носыревой, Д. Г. Фильченко (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 4). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 320 с.
- Разрешение семейных конфликтов : Руководство по международной семейной медиации / С. Каратш (ред.). М.: МЦУПК, 2015. — 104 с.
- Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония) / Ю.А. Артемьева [и др.]. Под общ.ред. д.ю.н., проф. Е.Е. Фроловой и к.ю.н., доц. Е.П. Ермаковой. М.: Инфотропик Медиа, 2019. — 416 с.
- Ричбелл Д. Медиация в строительном и девелоперском бизнесе. М.: МЦУПК, 2011. — 256 с.
- Садовникова М. Н. Школьный уполномоченный: организация деятельности по защите прав участников образовательного процесса : Методическое пособие для практических работников / М. Н. Садовникова, А. С. Архипкина. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 162 с.
- Садовникова М. Н. Конфликты в образовательных и социальных учреждениях, их разрешение и профилактика с использованием медиативных технологий. Опыт внедрения служб примирения в Иркутской области: Методическое пособие для практических работников. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 162 с.
- Садовникова М. Н., Кровушкина А. А. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними,находящимися в конфликте с законом. Методические рекомендации : метод.пособие для практических работников / М. Н. Садовникова, А. В. Лозовский, Э. Л. Раднаева. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 258 с.
- Садовникова М. Н., Кровушкина А. А. Методические рекомендации по внедрению модели восстановительного правосудия для судов : Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 84 с.
- Садовникова М.Н., Лозовский А.В., Раднаева Э.Л. Восстановительно-медиативный подход в работе сотрудников субъектов системы профилактики. Методические рекомендации: методическое пособие для практических работников. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 258 с.
- Садовникова М.Н., Проскурина Е.С. Мониторинг процесса апробации модели службы медиации 2 уровня в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации: Отчет. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 37 с.
- Сасскайнд Л., Шамликашвили Ц., Демчук А. Менеджмент трудных решений в XXI веке. Секреты построения консенсуса, или как сделать так, чтобы довольны были все. М.: МЦУПК, 2009. — 208 с.
- Cоздание и поддержка служб примирения в регионах: сборник материалов. М.: Судебно-правовая реформа, 2016.
- Сталберг Дж., Лав Л. Третий голос. Успешная медиация конфликта. М.: МЦУПК, 2014. — 224 с.
- Стрэссер Ф., Рэндольф П. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов. М.: МЦУПК, 2015. — 380 с.
- Суд. АРС. Медиация: Сборник статей / Паунд Р.; Сандер Ф.; Холландер-Блюмофф Р., Тайлер Т.; Шамликашвили Ц. / сост. Ц.А. Шамликашвили. М.: МЦУПК, 2017.
- Теврис К., Аронсон Э. Ошибки, которые были допущены (но не мной) : почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия / Пер. с англ. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 336 с.
- Уиллер М. Искусство переговоров. М.: МЦУПК, 2016. — 340 с.
- Фридман Г., Химмельстайн Дж. Вызов конфликту. Понимающий подход в медиации. М.: МЦУПК, 2014. — 352 с.
- Шамликашвили Ц.А. Медиация в вопросах и ответах. М.: МЦУПК, 2017. — 100 с.
- Шамликашвили Ц.А. Медиация — современный метод внесудебного разрешения споров. М.: МЦУПК, 2017. — 77 с.
- Шамликашвили Ц. А. Медиация как альтернативная процедура регулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: МЦУПК, 2010. — 160 с.
- Шамликашвили Ц. А., Никитина Е. С. Введение в диалогику. М.: МЦУПК, 2011. — 240 с.
- Шамликашвили Ц. А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. М.: МЦУПК, 2013. — 128 с.
- Шамликашвили Ц., Семенова О. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь. М.: МЦУПК, 2010. — 304 с.
- Шамликашвили Ц., Ташевский С. Азбука медиации. М.: МЦУПК, 2011. — 180 с.
- Эндрюс Н. Система гражданского процесса Англии: судебное разбирательство, медиация и арбитраж / пер. с англ. / под ред. Р.М. Ходыкина. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 544 с.
- Ягер Дж. Когда дружба причиняет боль: как поступать с друзьями, которые предают, бросают или ранят вас / пер. с англ. Серия «Психология с умом». Книга 1. М.: Инфотропик Медиа, 2011. — 272 с.
- Досудебные и судебные примирительные процедуры: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции; 8-9 декабря 2016 г., г. Воронеж / Под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М.: Инфотропик медиа, 2017.
5.2.1.3. Иностранная литература
- Katsh, E. &Rabinovich-Einy, O. Digital Justice: Technology and the Internet of Disputes. Oxford University Press, 2017.
- Cultures of Conflict Resolution in Early Modern Europe / S. Cummins, L. Kounine (eds.). –N. Y.: Routledge, 2016.
- Picard, Ch.A. Practicing Insight Mediation. UniversityofTorontoPress, 2016.
- Shapira, O. A Theory of Mediators’ Ethics: Foundations, Rationale, and Application. CambridgeUniversityPress, 2016.
5.2.1.4. Авторефераты диссертаций
- Столетова Д. Э. Конфликты в международных коммерческих сделках и альтернативные судебному способы их разрешения: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/stoletova.rar
- - Попаденко Е. В.Альтернативные средства разрешения уголовно–правовых конфликтов: российский и зарубежный опыт: Дисс. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/popadenko.rar
- - Пилехина Е. В. Мировое соглашение в практике арбитражного суда и суда общей юрисдикции: Дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/pilehanina.rar
- - Носырева Е. И. Альтернативное разрешение гражданских правовых споров в США: Дисс. … д–раюрид. наук. Воронеж, 2001. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/nosyr.rar
- - Нехороших А. М. Претензионное производство как институт предварительного досудебного урегулирования споров, возникающих из правоотношений по железнодорожной перевозке грузов: Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/neh.rar
- - Мямин А. С. Внесудебное и третейское урегулирование внешнеторговых споров: Дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/myam.rar
- - Медникова М. Е. Досудебное урегулирование споров в сфере экономической деятельности (проблемы теории и практики): Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/mednik.rar
- - Лазарев С. В. Мировое соглашение в гражданском судопроизводстве: Дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/lazarevsv.rar
- - Кузбагаров А. Н. Примирение сторон по конфликтам частно–правового характера: Дисс. … д–ра.юрид. наук. СПб., 2006. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/kuzbag.rar
- - Колясникова Ю. С. Примирительные процедуры в арбитражном процессе: Дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/kolyas.rar
- - Зинченко А. И.Мировые соглашения в гражданском судопроизводстве. Саратов, 1981. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/zin.rar
- - Захарьящева И. Ю. Примирительные процедуры в арбитражном процессуальном законодательстве Российской Федерации (концептуальные основы и перспективы развития). Саратов, 2005. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/zah.rar
- - Давыденко Д. Л. Мировое соглашение как средство внесудебного урегулирования частноправовых споров (по праву России и некоторых зарубежных стран). М., 2004. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/davydenko.rar
5.3.Перечень рекомендуемых Интернет ресурсов (официальные сайты):
1..официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
- сайт Президента Российской Федерации www.президент.рф
- информационно-правовым порталом «Гарант» www.garant.ru
- информационно-правовым порталом «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
- информационно-правовым порталом «Кодекс» www.kodeks.ru
- большой юридический словарь он-лайн www.law-enc.net
- юридический словарь www.legaltterm.info
- сайт Журнала российского права www.norma-verlag.com
- юридический портал «Правопорядок» www.oprave.ru
- сайт АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права» . http://zsrcmp/ru
Медиация в семейно-правовых конфликтах (семейная медиация)