Печать
Категория: Uncategorised
Просмотров: 902

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ

 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕДИАЦИИ И ПРАВА»

 

 

 

 

 

                                 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации

   

 

 

           МЕДИАЦИЯ. БАЗОВЫЙ КУРС

 

             (120 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана:

АНО «Западно-Сибирский региональный

 Центр медиации и права»

 

 

 

 

 

 

 

                                         Тюмень – 2020

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Учебная программа дисциплины «Медиация. Базовый курс» разработана на основе ФЗ № 193 от 27.07.10 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», и, в соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист в области медиации (медиатор)», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 года N 1041н.

Программа является дополнительной профессиональной образовательной программой повышения квалификации переподготовки в целях получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в области медиации  выполнения нового вида профессиональной деятельности  (приобретение новой квалификации). Программа имеет концентрированную практическую направленность и основана на реальной потребности внедрения медиации в целях повышения правовой культуры российского общества, а также в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Программа является первым модулем (частью) программы профессиональной переподготовки «Медиатор социальных конфликтов» и программы подготовки тренеров медиаторов.

Содержание дисциплины предусматривает четыре раздела, которые в приведенной последовательности образуют целостную систему комплекса знаний, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности в области медиации – альтернативного урегулирования споров с помощью посредника (процедуры медиации). Программа «Медиация. Базовый курс» (120 часов), представляет собой обязательный уровень базовых знаний, необходимых для получения компетенций в области медиации. В нем раскрываются основные понятия и категории данного социально-правового  института: его социальная обусловленность, понятие и сущность, правовые основы и принципы медиации, соотношение и преимущества медиации в соотношении с иными, в том числе, юрисдикционными способами урегулирования споров, а также возможности и перспективы применения медиации в различных сферах социально-экономических отношений. Содержание дисциплины позволит слушателям ознакомиться с правами и обязанностями участников медиационного процесса, механизмом определения медиабельности спора, получить необходимое представление о формах, фазах и стадиях проведения процедуры медиации, содержании организации и основах ведения переговорного процесса, о инструментах, приемах и отдельных техниках медиатора, а также возможностях использования медиатором психологических особенностей личности для эффективного проведения процедуры медиации. Курс демонстрирует возможности применения института медиации как альтернативного способа урегулирования споров не только в сфере гражданского (семейного, трудового, др.) и арбитражного судопроизводства, но в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Обучение  проводится с применением основных видов занятий, включая лекции, практические занятия, индивидуальные и групповые формы тренинга, в том числе, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. Занятия проводят специалисты, практикующие медиаторы (тренеры), имеющие высокий уровень научно-педагогической и профессиональной деятельности в области медиации.

По окончанию обучения и результатам итоговой аттестации слушателям выдается документ - удостоверение установленного образца, которое в соответствие с Профессиональным стандартом «Специалист в области медиации (медиатор)», полностью подтверждает статус профессионального медиатора.

 

 

 

1.1. Общая характеристика дополнительной образовательной программы:

 

1.1.1. Законодательные и нормативные правовые акты, в соответствии с которыми разрабатывалась программа повышения квалификации:

Федеральный закон от 09.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть

1). № 7598.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 19Э-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. № 4162.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. № 1041 н 07.001 «Полный профессиональный стандарт № 307 «Специалист в области медиации (медиатор)» // http://w\vvv.garant.ru

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // http://w\vvv. garant.ru Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №.499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013 №.29444);

Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879/06 «О документах о квалификации».

1.1.2. Тип дополнительной профессиональной программы: программа повышения квалификации (далее - программа).

1.1.3. Программа направлена на совершенствование компетенций, необходимых для осуществления процедур медиации на профессиональной основе, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

1.1.4. К освоению программы допускаются: лица, имеющие высшее образование.

1.1.5. Срок освоения программы: 120 часов; 1 месяц (или по договоренности с заказчиком). Структура программы включает три учебных модуля, четырнадцать тем, задания по выполнению итоговой аттестации.

1.1.6. Форма обучения: очно-заочная.

1.1.7. Категория обучающихся:  лица, имеющие высшее образование.

1.1.8. Формы аттестации обучающихся: текущая, промежуточная и итоговая аттестация.

1.1.9. Документ о квалификации: лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствие с законодательством российской Федерации.

Удостоверение о повышении квалификации даёт право заниматься профессиональной деятельностью медиатора и выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

1.2. Цели обучения:

Приобретение знаний и дополнительных профессиональных компетенций в области профессиональной медиации, которые позволят осуществлять деятельность по урегулированию (разрешению) правовых споров на профессиональной основе.

1.3. Планируемые результаты обучения:

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для достижения целей, указанных в разделе:

 

Виды деятельности или трудовая функция (по ПС)

Профессиональные компетенции

Практический опыт

Умения

Знания

1

2

3

4

5

Ведение процедуры медиации (без специализации)

ПК 1.1

 Организационно-техническое и документарное обеспечение процедуры медиации

Разъяснение сути процедуры медиации сторонам и их консультантам в общем виде

Выявление сути спора в целях понимания пригодности его для разрешения в рамках процедуры медиации

Установление правосубъектности лиц, предполагающих участие в процедуре медиации

Согласование кандидатуры медиатора для проведения конкретной процедуры медиации

Оценивать применимость медиации для конкретного случая\спора

Осуществлять профессиональное взаимодействие с участниками процедуры медиацииУстанавливать полномочия лиц, участвующих в процедуре медиации

Рассчитывать и обосновывать финансовые расходы по проведению процедуры медиации

Составлять организационно-распорядительные и справочно-информационные документы

Пользоваться офисной техникой (компьютер, принтер, сканер, факс)

Пользоваться основными офисными программами (текстовые редакторы и программы составления презентаций)

Принципы медиации

Последовательность процедуры медиации

Роль медиатора и участников в процедуре медиации

Кодекс профессиональной этики медиатора

Основы гражданского права

Законодательство Российской Федерации о медиации

Ограничения, социальные нормы и стандарты, традиции, обычаи и их роль в разрешении конфликтов

Статьи расходов на проведение процедуры медиации

Основы социальной коммуникации

Правила составления и ведения организационно-распорядительных и справочно-информационных документов

Особенности применения основных офисных программ (текстовые редакторы и программы составления презентаций)

ПК 1.2

Подготовка к процедуре медиации

Согласование организационных вопросов, касающихся проведения процедуры медиации

Согласование финансовых расходов на проведение процедуры медиации

Подготовка проектов документов, используемых в ходе подготовки, организации, проведения процедуры медиации и по ее завершению

Согласование проектов документов, используемых в ходе подготовки, организации, проведении процедуры медиации и по ее завершению, со сторонами процедуры медиации

Налаживать взаимодействие с каждой из сторон и участниками процедуры медиации

Налаживать взаимодействие между сторонами и участниками процедуры медиации

Анализировать информацию

Формулировать, уточнять, прояснять, разъяснять высказывания участников и сторон в процедуре медиации

Обобщать и резюмировать высказывания участников процедуры медиации

Содействовать сторонам в анализе выгод, издержек, последствий и возможностей событий\ состояний

Распознавать и корректировать эмоциональное состояние участников процедуры медиации

Структурировать цели участников процедуры медиации

Организовать процесс взаимодействия участников процедуры медиации

Поддерживать баланс времени и сил в процессе высказывания сторон и отстаивания ими своих точек зрения

Сохранять нейтральность, беспристрастность в отношении сторон и предмета спора

Принципы медиации

Последовательность процедуры медиации

Кодекс профессиональной этики медиатора

Техники и приемы оказания медиативной помощи

Законодательство Российской Федерации о медиации

Основы гражданского права

Основы психологической коррекции установок и восприятия

Основы социальной психологии

Виды эмоционального реагирования

Основы гуманистической психологии

Основы когнитивной психологии

ПК 1.3

Ведение процесса выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации

Прояснение содержания спора между сторонами процедуры медиации

Выявление вопросов, возникших в связи со спором и требующих обсуждения в ходе процедуры медиации

Формирование повестки обсуждения вопросов, требующих рассмотрения в ходе процедуры медиации

Проведение обсуждения вопросов повестки с целью обеспечения понимания сторонами процедуры медиации своих интересов и интересов другой стороны

Выявление истинных потребностей сторон, в том числе относительно результата процедуры медиации

Выработка вариантов разрешения спора по итогам обсуждения вопросов принятой повестки

Обсуждение со сторонами процедуры медиации исполнимости и реалистичности медиативного соглашения

Согласование со сторонами процедуры медиации алгоритма выполнения медиативного соглашения

Согласование действий сторон процедуры медиации в случае невыполнения ими или одной из сторон медиативного соглашения

Составление и обеспечение подписания итогового медиативного соглашения

Выявление отношения сторон к ходу и результатам процедуры медиации

Анализировать информацию

Формулировать, уточнять, прояснять, разъяснять высказывания участников и сторон медиативного соглашения

Обобщать и резюмировать высказывания

Анализировать выгоды, издержки, последствия и возможности событий\состояний

Распознавать и корректировать эмоциональное состояние участников процедуры медиации

Структурировать цели участников процедуры медиации

Организовывать процесс взаимодействия участников процедуры медиации

Сохранять нейтральность, беспристрастность в отношении сторон и предмета спора

Выделять существенное в высказываниях

Анализировать эмоциональные реакции сторон

Организовывать поиск совместных решений

Содействовать критическому конструктивному анализу

Содействовать формулированию решений

Поддерживать баланс времени и сил между сторонами

Обеспечивать оптимальный уровень конкретизации решений

Работать со средствами визуализации информаци

Принципы медиации

Последовательность процедуры медиации

Техники работы медиатора

Основы гражданского права

Законодательство Российской Федерации о медиации

Основы теории переговоров

Основы формальной логики

Кодекс профессиональной этики медиатора

Основы гуманистической психологии

Основы когнитивной психологии

Основы психологической коррекции установок и восприятия

Виды эмоционального реагирования

Основные приемы и средства визуализации информации

Способы поиска совместных решений

В результате совершенствования указанных компетенций слушатель получает возможность реализовать в своей профессиональной деятельности, следующие трудовые действия:

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Ведение процедуры медиации (без специализации)

6

Организационно-техническое и документарное обеспечение процедуры медиации

A/01.6

6

     

Подготовка к процедуре медиации

A/02.6

6

     

Ведение процесса выработки, согласования условий медиативного соглашения и завершения процедуры медиации

A/03.6

6

 

1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,

необходимые для освоения программы.

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу должны иметь: высшее образование(не законченное высшее).

 

1.5. Тематический план дисциплины (курса)

Медиация. Базовый курс

Наименование темы

Кол-во часов

Общ.

Лекц.

Практ.

СРС

1

Раздел 1. Медиация как альтернативный способ разрешения споров

20

4

6

10

1.1

Альтернативное разрешение споров в РФ: понятие,  система и преимущества

4

2

2

 

1.2

Медиация как социально-правовой институт:  понятие и сущность, основные модели  и тенденции развития

6

-

2

4

1.3

Правовые основы и принципы  медиации в Российской Федерации

8

2

2

4

1.4

Этические нормы в медиации

2

-

-

2

2

Раздел 2. Медиатор и иные участники процедуры медиации

18

4

4

10

2.1

Система, виды и классификация участников процедуры медиации

2

2

-

-

2.2

Медиатор: правовой статус и предъявляемые требования

8

2

2

4

2.3

Стороны спора в процедуре медиации, их права и обязанности

4

-

-

4

2.4

Участие в процедуре медиации представителей сторон спора и иных лиц

4

-

2

2

3.

Раздел 3. Медиативный подход и инструменты медиации

34

6

8

20

3.1

Теоретические основы медиативной технологии

2

-

-

2

3.2

Восприятие информации и использование психологических особенностей личности в процедуре медиации

10

2

2

6

3.3

Техники эффективной коммуникации. Работа с интересами сторон.

12

2

4

6

3.4

Организация ведения переговоров в процедуре медиации.Техники ведения переговоров

10

2

2

6

4

Раздел 4. Медиация как процедура

48

12

16

20

4.1

Процедура медиации: стадии, содержания и виды

6

2

2

2

4.2

Подготовка к проведению медиации

6

2

2

2

4.3

Проведение медиации. Правила проведения медиации.

12

2

4

6

4.4

Завершение медиации. Медиативное соглашение и его исполнение

8

2

4

2

4.5

Особенности проведения процедуры медиации во внесудебном (досудебном) и судебном порядке

8

2

2

4

4.6

Применение медиации при разрешении различных категорий споров (гражданских, семейных, трудовых, административных).

8

2

2

4

 

ИТОГО (выдается удостоверение)

120

26

34

60

 

1.6. Календарный учебный график

Календарный учебный график представлен в расписании курсов.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1. Материально-технические условия реализации программы

 Наличие:

- специализированных аудиторий

-технического программного обеспечения и оборудования, в том числе,   компьютера, мультимедийного проектора, экрана, доски и других.

- совокупность информационных технологий: электронный образовательный ресурс, технические средства (ауди-видео) проведения занятий.

Виды занятий: лекции, практические (семинары, тренинги с ролевым участием обучаемых, дискуссии).

 

2.2. Форма организации образовательной деятельности.

2.2.1. Формат программы основан на тематическом принципе представления содержания образовательной программы и содержит 4 раздела и 18 учебных тем, которые включают в себя перечень, трудоемкость и форму итоговой аттестации.

2.2.2. Реализация программы предусматривает блок самостоятельной работы слушателей. Самостоятельная работа является важным этапом освоения программного материала и осуществляется под руководством преподавателя. Количество учебного времени, отведенного на самостоятельное изучение программного материала, отражено в тематическом плане рабочей программы. Индивидуальная самостоятельная работа состоит из выполнения заданий: письменных  работ, в том числе подготовки публичных выступлений, подготовки и защиты рефератов, решения  практических задач, тестов, а также подготовки устных заданий для решения в процессе проведения аудиторных занятий.

 

 

2.3. Условия реализация программы:

2.3.1. Обучение по программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение слушателя, зачисляемого на обучение и/или на льготной/безвозмездной основе.

2.3.2. Обучение осуществляется непрерывно.

2.3.3. При реализации программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, в том числе, телекоммуникационные сети «Интернет». Местом обучения является место нахождения организации.

2.4. Ресурсы для реализации программы:

2.4.1. Профессиональный штат аккредитованных педагогических работников,  осуществляющих деятельность на основе договора и имеющих необходимый профессиональный уровень подготовки, научно-педагогической и профессиональной деятельности в области медиации (в том числе, тренер-медиатор).

2.5. Иные условия реализация программы:

2.5.1. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации и в согласованные сроки, в том числе, с применением элементов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

2.5.2. Образовательный процесс осуществляется в течение всего календарного года с учетом сроков набора групп или по индивидуальному плану.

 

  1. Рабочая программа курса

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Медиация как альтернативный способ разрешения споров

 

Альтернативное разрешение споров: понятие и правовая природа, история возникновения и тенденции развития.  Мировой опыт применения альтернативных способов разрешения споров.

Альтернативное разрешение споров: система и соотношение с традиционными формами обеспечения и защиты прав.

 Классификация способов альтернативного разрешения споров. Примирительные процедуры как основные способы альтернативного урегулирования правовых споров. Судебная система и примирительные процедуры. Переговоры, процедура медиации, судебное примирение: общая характеристика и соотношение, преимущества и недостатки.

Многообразие способов альтернативного разрешения споров и возможности их дальнейшего развития: расширение сферы применения, использование современных информационных технологий, цифровизация.

 

1.2. Медиация как социально-правовой институт:  понятие и сущность, основные модели  и тенденции развития

 

Медиация как универсальный способ профилактики и разрешения социально-правовых конфликтов. Сущность и социальная обусловленность медиации. История развития медиации в России: современное состояние, практика применения и направления развития.

Медиация в системе способов альтернативного разрешения споров. Понятие, сущность и социальная природа медиации. Посредничество и медиация. Различные подходы в медиации.

Медиация в системе социальных институтов. Медиация и юриспруденция. Соотношение медиации и конфликтологии. Медиация и психология.  Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности.

Медиация в юридической деятельности: возможности и ограничения применения. Медиация как доюрисдикционный (внеюрисдикционный) способ разрешения правовых споров. Медиация и доступ к правосудию. Медиация в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве.

Роль и место медиации в механизме управления социальными процессами и формировании правовой культуры.

 

1.3. Правовые основы и принципы  медиации в Российской Федерации

Правовая основа и система регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.

 Нормативные правовые акты РФ, регулирующие обеспечение проведения процедуры медиации и иных альтернативных способов урегулирования споров. Конституция РФ и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ.

Федеральное отраслевое законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие применение процедуры медиации. Нормы международного права как источник правового регулирования  процедуры медиации.

Принципы медиации: понятие, сущность, система и содержание.  Добровольность участия в процедуре медиации. Равенство сторон спора при урегулировании конфликта и согласовании интересов. Сотрудничество в медиации как основа для достижения взаимоустраивающего решения сторонами спора. Конфиденциальность.

Нейтральность и беспристрастность медиатора как основа достижения результата по урегулированию спора в процедуре медиации.

1.4. Этические нормы в медиации

 

Нравственно-этические нормы деятельности медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Этические требования, предъявляемые к деятельности медиатора. Культура общения медиатора. Отношения медиатора с лицами, участвующими в процедуре медиации. Открытость и честность, доброжелательность, профессионализм и добросовестность медиатора при взаимодействии с участниками спора. Этика медиатора и достижение доверия со стороны участников конфликтной ситуации. Стрессоустойчивость медиатора.

   Отношения между медиаторами. Вознаграждение медиатора. Ответственность медиатора. 

 Саморегулируемые организации медиаторов в механизме  обеспечения чести, достоинства, деловой репутации медиаторов и института медиации в целом. Европейский кодекс поведения медиаторов.

 

РАЗДЕЛ 2. Медиатор и иные участники процедуры медиации

 

2.1. Система, виды и классификация участников процедуры медиации

 

Участники процедуры медиации: понятие и классификация.

Медиатор и организация обеспечивающая проведение процедуры медиации, стороны спора, представители сторон конфликта, специалисты, эксперты, переводчики и иные лица. Процессуальный статус, права и обязанности участников процедуры медиации.

Суд как участник процедуры медиации. Роль суда в организации урегулирования спора между сторонами судебного процесса. Полномочия суда, разъяснение сторонам спора прав на его урегулирование с помощью процедуры медиации или иных примирительных процедур. Отложение судебного разбирательства по ходатайству сторон или инициативе суда для проведения процедуры медиации. Утверждение медиативного соглашения по результатам процедуры медиации в качестве мирового соглашения между сторонами спора.

 

2.2. Медиатор: правовой статус и предъявляемые требования

 

Медиатор как профессионал и личность. Медиатор как участник конфликтной ситуации и организатор управления конфликтом, его роль в урегулировании спора. Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации» (медиатор). Требования, предъявляемые к медиатору общего профиля. Конфликтологические профессиональные компетенции медиатора. Организация работы медиатора по подготовке к проведению процедуры медиации, ведению переговоров, оформлению результатов процедуры медиации. Различные школы и подходы к медиатору.

Организации, обеспечивающие проведение  процедуры медиации: правовое положение, организационные основы, основные функции и задачи. Типовые правила обращения к процедуре медиации и её проведения, выбор и назначение медиатора, завершение и прекращение процедуры медиации, формы и способы оплаты работы медиатора.

Объединения медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации: формы и цели деятельности. 

 

2.3 Стороны спора в процедуре медиации, их права и обязанности

 

Стороны процедуры медиации: физические и юридические лица, их права и обязанности.

 Право стороны спора на выбор примирительной процедуры (медиации). Согласование условий проведения процедуры медиации, обеспечения конфиденциальности информации, выполнение сторонами правил проведения процедуры медиации. Основные требования к поведению сторон в процессе медиации. Соблюдение условий взаимоотношений сторон спора между собой и с медиатором, исключающих конфронтацию конфликта. Иные обязанности сторон спора при проведении медиации.

 Выход стороны спора из процедуры медиации, уведомление медиатора об отказе участия в процедуре медиации.

 

2.4. Участие в процедуре медиации представителей сторон спора и иных лиц

 

Участие представителей сторон в процедуре медиации.

Основания и порядок привлечения представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации, их права и обязанности.  Определение необходимости  участия в процедуре медиации психологов, юристов и иных специалистов. Согласование сторонами спора приглашения специалистов и иных лиц, привлекаемых к процедуре медиации.

Представители юридических лиц, процессуальный статус, подтверждение полномочий, право подписания медиативного соглашения, меморандума или иных договоренностей, достигнутых в процедуре медиации.

Представители физических лиц. Особенности удостоверения процессуального статуса и полномочий представителя физических лиц.

Нотариус как процессуальный участник процедуры медиации. Полномочия нотариуса и порядок удостоверения медиативного соглашения, достигнутого сторонами спора  по результатам проведения процедуры медиации.

 

РАЗДЕЛ 3. Медиативный подход и инструменты медиации

 

3.1 Теоретические основы медиативной технологии

Медиация как междисциплинарная область человеческой деятельности и теоретическая модель социальных коммуникаций. Философия и универсальный подход медиативного метода. Эффективность взаимодействия в социуме и конструктивные коммуникации.

Соотношение медиативного подхода и процедуры медиации. Базовые модели медиации. Медиация на основе понимания. Восстановительный подход в медиации.

3.2 Восприятие информации и использование психологических особенностей личности в процедуре медиации

 

Восприятие и коммуникация в медиации. Субъективная картина мира. Фильтры восприятия.  Индивидуальная и общая реальности. Искажение реальности. Роль установок: понятие и влияние внутренней установки и стереотипов на картину мира.

Коммуникация в ходе процедуры медиациимедиативной беседы. Специальные методы работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта. Типология личности. Влияние особенностей личности на процедуру медиации.

 

3.3. Техники эффективной коммуникации. Работа с интересами сторон.

 

Социальные коммуникации как потребность общественного развития. Роль общения в общественной, профессиональной и личной жизни индивида. Медиация как прогрессивная технология взаимодействия в социуме.

Инструменты медиации: отдельные техники и приемы, их содержание и значение. Основные формы вербальной и невербальной коммуникации. Активное слушание и его формы. Вопросные техники. Я-высказывание. Рефрейминг. Петля понимания. Эхо- техники. Техники перефразирования и резюме. Мозговой штурм.

Работа медиатора с интересами сторон в процессе проведения процедуры медиации. Понятие "центральной" проблемы и определение основных интересов спорящих сторон. Позиционное мышление. Иерархии потребностей.

 

3.4. Организация ведения переговоров в процедуре медиации. Техники ведения переговоров

 

Понятие и виды переговоров как основы медиации. Позиционный торг, жесткий и мягкий стиль. Интегративные (принципиальные) переговоры: понятие и принципы, достоинства и ограничения. Основные положения «гарвардского метода» интегративных переговоров: люди, интересы, варианты решений, объективные критерии.

Коммуникативные техники организации и проведения эффективного переговорного процесса.

Этапы переговорного процесса. Приглашение к переговорам лично или через посредника. Подготовка к переговорам: основные задачи по организации и содержанию переговорного процесса. Переговоры как процесс согласования интересов: определение предмета и позиций каждой стороны, формирование вариантов приемлемых решений и способов их выполнения. Оформление результатов переговоров.

 

РАЗДЕЛ 4.  Медиация как процедура

 

4.1. Процедура медиации: стадии, содержания и виды

 

Стадии (фазы) и содержание процедуры медиации. Значение каждой фазы в медиации. Подходы в медиации к определению количества и значения стадий (фаз) процедуры медиации.

Обеспечение подготовки и создание условий для проведения процедуры медиации. Проведение переговоров, достижение договоренностей и оформление соглашения по результатам процедуры медиации.

 

4.2. Подготовка к проведению медиации

 

Формы обращения к процедуре медиации.

Обращение сторон спора к медиатору или к организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации.  Соглашение об обеспечении подготовки проведения процедуры медиации. Приглашение стороны спора к процедуре медиации, основные формы и способы, требования и процессуальный порядок.

Определение возможности урегулирования спора с помощью процедуры медиации. Критерии медиабельности спора. Согласование условий проведения процедуры медиации и оплаты услуг медиатора. Выбор или назначение медиатора.

Заключение соглашения о проведении процедуры медиации между сторонами спора и договора об обеспечении её проведения сторонами спора с медиатором.

 

4.3 Проведение медиации. Правила проведения медиации.

 

Общие требования проведения процедуры медиации. Сроки урегулирования спора в процедуре медиации.Регламент проведения процедуры медиации организации, осуществляющий обеспечение её проведения. Определение порядка урегулирования спора медиатором. Медиативная сессия как схема коммуникаций в процедуре медиации, основания и условия проведения.

Фазы или стадии медиации, их виды, содержание и значение. Роль медиатора на каждой стадии процедуры. Вступительное слово медиатора и презентация позиций сторонами спора. Центральная фаза медиации, определение сути разногласий и основных интересов сторон процедуры медиации.

Формирование и обсуждение предложений по выходу из конфликтной ситуации.

 

4.4 Завершение медиации. Медиативное соглашение и его исполнение

 

Результаты процедуры медиации. Критерии оценки результата процедуры медиации. Подготовка и заключение соглашения по итогам процедуры медиации.

Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Медиативное соглашение: предъявляемые требования и содержание. Реалистичность исполнения медиативного соглашения. Утверждение медиативного соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения: основания, условия и порядок утверждения медиативного соглашения нотариусом.

Составление примерного соглашения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации в малых группах. Перекрестная проверка группами соглашений (тестирование соглашений на возможность исполнения).

Подготовка эссе о возможности применения медиации при разрешении конкретного спора.

Соглашение сторон об урегулировании спора, его соотношение с мировым соглашением и решением суда.

 

4.5 Особенности проведения процедуры медиации во внесудебном (досудебном) и судебном порядке

 

Медиация во внесудебном порядке. Сроки, особенности начала и завершения процедуры медиации до обращения в суд. Формы обращения к процедуре медиации во внесудебном порядке. Действия медиатора при обращении к процедуре медиации одной из сторон спора. Приглашение второй стороны спора к участию в процедуре медиации, основания, формы и порядок. Особенности  нотариального оформления результатов процедуры медиации.

Основания применения медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда. Порядок назначения и проведения  процедуры медиации по спору находящемуся на рассмотрении в суде первой, апелляционной и кассационной инстанции. Ходатайства сторон и определение суда о назначении процедуры медиации.  Особенности оформления процедуры медиации по спору находящемуся на рассмотрении в суде, утверждение медиативного соглашения судом.

Особенности проведения, оформления и исполнения процедуры медиации по спору, находящемуся на стадии исполнения судебного решения.

 

4.6. Применение медиации при разрешении различных категорий споров (гражданских, семейных, трудовых, административных).

 

Разрешение отдельных категорий споров с помощью медиации.

Медиация при разрешении семейных споров (разводов, раздела имущества, споров об определении места жительства, содержания и воспитания  ребенка, наследственных споров).

Медиация при разрешении трудовых споров. Профсоюзные организации в механизме профилактики конфликтов  и урегулирования трудовых споров.

Правовые основания для применения медиации при разрешении иных гражданско-правовых споров, в том числе, экономических и корпоративных споров. Применение медиации в сфере здравоохранения, образования и ЖКХ.

  

  1. Система оценивания: формы текущего, промежуточного и итогового контроля

4.1. Система оценивания

Систему оценивания определяют текущий, промежуточный и итоговый контроль, которые осуществляются в процессе освоения учебного материала программы дисциплины.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля определены исходя их комплексного характера дисциплины и уровня профессиональной подготовки слушателей,  представляющее собой последовательное и системное освоение обучаемыми всех разделов(тем) курса, по которым в результате обучения  в форме промежуточного контроля по каждой теме проходит промежуточная аттестация, а по итогам  изучения всех разделов курса – итоговая аттестация, которая завершается недифференцированной экзаменационной оценкой «зачтено» или «не зачтено».

4.1. Формы текущего и промежуточного контроля по темам и разделам курса определяются как проведенные во время занятий: собеседование/обсуждение вопросов по разделу курса, публичное выступление с докладом и/или сообщением, подготовка и защита реферата или практикума на свободную тему из перечня примерных контрольных вопросов (либо по согласованию). Учитывается самостоятельное изучение материалов и их публичное освещение на учебных занятиях.

Форма текущего контроля определяется как устный ответ на вопрос по теме или всему разделу учебной дисциплины или подготовка самостоятельной работы (устного выступления, сообщения или  доклада), в том числе, ответов на тестовые задания, решение практических ситуаций, результатов участия в практических ролевых играх и практикумах,  в которых слушатель принимает участие в ходе учебного процесса.

Участие слушателя в занятиях очной формы и выполнение установок – устных и/или письменных заданий преподавателя, определяет освоение обучаемым программного материала и оценку «зачтено» в системе оценивания текущего и промежуточного контроля по разделам дисциплины. 

4.1.1. Перечень примерных вопросов для контроля (собеседования и/или обсуждения, доклада, реферата) по Разделу 1

  1. Понятие, история и условия возникновения альтернативных процедур урегулирования споров.
  2. Классификация альтернативных (примирительных) процедур урегулирования споров.
  3. Понятие примирительных процедур в цивилистическом процессе.
  4. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: понятие, характерные черты, преимущества, недостатки.
  5. Отличие посредничества (медиации) от судебного, третейского разбирательства, переговоров.
  6. Виды посредничества (медиации): внесудебное, досудебное, интегрированное.
  7. Роль и место медиации в механизме управления социальными процессами и формировании правовой культуры.
  8. Правовая основа и система регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.
  9. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ.
  10. Принципы медиации: понятие, классификация.
  11. Принцип конфиденциальности: понятие, содержание, основные гарантии.
  12. Значение конфиденциальности для последующего судебного разбирательства.
  13. Принцип добровольности: понятие, содержание, гарантии. 9. Принцип нейтральности: понятие, содержание, гарантии.
  14. Принцип равноправия сторон: понятие, содержание, гарантии.
  15. Нравственно-этические нормы деятельности медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

4.1.2. Перечень вопросов для контроля (собеседования, доклада, реферата) по Разделу 2

1.Участники процедуры медиации: понятие и классификация.

  1. Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации» (медиатор): общая характеристика.

3.Медиатор, его роль, процессуальный статус и предъявляемые требования.

  1. Организации, обеспечивающие проведение процедуры медиации: правовое положение, организационные основы, функции и задачи.
  2. Регламент проведения примирительных процедур (медиации) организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации: требования и содержание.

6.Стороны процедуры медиации: физические и юридические лица, их права и обязанности.

  1. Суд как участник процедуры медиации: роль, функции и полномочия суда при назначении примирительных процедур (медиации).
  2. Представители сторон в процедуре медиации: основания для участия и полномочия.

 в процедуре медиации.

  1. Объединения медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации: формы и цели деятельности.

10.Основания и порядок привлечения представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации, их права и обязанности.

11.Представители юридических лиц, подтверждение их полномочий, право подписания медиативного соглашения, меморандума или иных договоренностей, достигнутых в процедуре медиации.

12.Представители физических лиц: особенности удостоверения процессуального статуса и полномочий.

  1. Эксперт и специалист в процедуре медиации: основания и порядок их участия в урегулировании спора.

14.Нотариус как процессуальный участник процедуры медиации: полномочия и порядок удостоверения медиативного соглашения.

 

4.1.3. Перечень вопросов для контроля (собеседования, доклада, реферата) по Разделу 3

1.Медиация как междисциплинарная область человеческой деятельности.

2.Соотношение медиативного подхода и процедуры медиации.

3.Базовые модели медиации. Медиация на основе понимания.

 4.Восстановительный подход в медиации.

5.Влияние психологических особенностей личности на результаты процедуры медиации: роль и влияние стереотипов и установок на картину мира.

 6.Медиация как прогрессивная технология взаимодействия в социуме.

7.Инструменты медиации: отдельные техники и приемы, их содержание и значение.

8.Работа медиатора с интересами сторон: понятие "центральной" проблемы и определение основных интересов участников конфликта

9.Понятие и виды переговоров как основы медиации.

10.Этапы переговорного процесса: приглашение к переговорам лично или через посредника, подготовка, согласование интересов, выработка и оформление решений.

 

4.1.4. Перечень вопросов для контроля (собеседования, доклада, реферата) по Разделу 4

1.Процедура медиации: цел и задачи, стадии,  содержание и сроки проведения.

  1. Подготовка к проведению процедуры медиации.

3.Обращение сторон спора к медиатору или к организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации. 

4.Определение возможности урегулирования спора с помощью процедуры медиации: основные критерии медиабельности.

  1. Соглашение о проведении процедуры медиации: порядок заключения, согласование условий, выбор или назначение медиатора.
  2. Медиативная сессия как схема коммуникаций в процедуре медиации, основания и условия проведения.

 7.Вступительное слово медиатора и презентация позиций сторонами спора.

  1. Результаты процедуры медиации: медиативное соглашение, содержание и предъявляемые требования.
  2. Утверждение медиативного соглашения судом, третейским судом. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения: основания, условия и порядок утверждения медиативного соглашения нотариусом.
  3. Прекращение процедуры медиации: основания, порядок оформления.
  4. Завершение медиации: основные формы и порядок закрепление результатов.

     12 . Форма и содержание медиативного соглашения.

  1. Особенности проведения процедуры медиации во внесудебном порядке: сроки, особенности начала и завершения процедуры медиации до обращения в суд.
  2. Особенности проведения, оформления и исполнения процедуры медиации по спору, находящемуся на стадии исполнения судебного решения.
  3. Особенности обращения к посреднику в ходе гражданского или арбитражного процесса: правовые основания и порядок проведения процедуры медиации.
  4. Порядок и последствия утверждения судом соглашения об урегулировании спора в качестве мирового соглашения.
  5. Особенности обращения к посреднику в ходе третейского разбирательства.
  6. Особенности проведения медиации при урегулировании споров, возникающих в корпоративной деятельности.
  7. Особенности применения медиативных технологий в деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов.

20.Правовые основания разрешения отдельных категорий споров с помощью медиации. 21. Возможности применения медиации  при разрешении семейных, трудовых и иных споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений.

  1. Использование медиативных технологий (процедуры медиации) в различных видах социально-экономических отношений: в сферах здравоохранения, образования и ЖКХ.

4.2. Форма итогового контроля определяется совокупностью успешных промежуточных аттестаций по разделам курса, по результатам которых экзаменуемый слушатель аттестуется в недифференцированной форме с оценкой -  зачтено или не зачтено.

Слушатель, принимавший участие в учебных занятиях, обсуждении возникающих в ходе их проведения вопросов, обоснования и аргументации выводов по учебным и практическим ситуациям, в том числе, по итогам публичных устных  выступлений (сообщений, докладов, рефератов), выполнения тестовых и иных заданий, в результате которых он получил текущую и в результате этого промежуточную аттестацию – допускается (автоматически) по совокупности освоенных разделов учебной дисциплины к итоговой аттестации.

 

4.3. Оценочные материалы промежуточной и итоговой аттестации.

В качестве основных оценочных средств в процессе обучения используются: устный опрос, обсуждение дискуссионных вопросов (дискуссия/круглый стол), контрольный (ролевой) тренинг, разработка модели практической задачи и/или итогового документа по решению задачи, заслушивание и обсуждение выступлений, докладов, рефератов.

Обязательным условием для аттестации по каждому разделу является непосредственное участие слушателя на практических занятиях,  выполнение и обсуждение на них текущих заданий.

 

4.3.1. Оценочные материалы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация по разделу дисциплины  (недифференцированная) оценка:

 - «зачтено» зачитывается обучающемуся без выставления в специальную ведомость, если Слушатель, принимал участие во всех в учебных занятиях (включая ролевые игровые практикумы), в обсуждении возникающих в ходе их проведения вопросов, обоснования и аргументации выводов по учебным и практическим ситуациям, по итогам публичных устных  выступлений (сообщений, докладов, рефератов) или если слушатель дает глубокий, осмысленный, полный по содержанию ответ по обсуждаемым вопросам, не требующий дополнений и уточнений, а также отвечает и раскрывает иные вопросы, смежные или обуславливающие обсуждаемую тему, в том числе, ссылаясь на положения законов и\или иных нормативных правовых актов, международную или российскую судебную практику. Допускаются такие незначительные недочёты в ответе, как отсутствие аргументированного самостоятельного вывода, нарушение последовательности в изложении, речевые ошибки и др.

- «не зачтено», если слушатель не принимал участия в занятиях по каким-либо темам раздела курса или не участвовал в практических ролевых играх,  не выполнял рекомендованных самостоятельных заданий или в ходе учебных занятий не ответил на вопросы и не раскрыл их содержание при собеседовании, не знает основных понятий раздела курса, испытывает затруднения в установлении связи теории с практикой, не может обосновать сделанные утверждения или выводы, не отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, а также не подготовил и не выступил с публичным сообщением/докладом, рефератом.

 

4.3.2. Оценочные материалы итоговой аттестации.

4.3.2.1. Итоговая аттестация осуществляется после освоения всех разделов программы и успешного прохождения текущей и промежуточной аттестации, по итогам которой выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».

4.3.2.2. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией, которая оценивает результат выполнения итоговой аттестации как одного из главных показателей эффективности обучения слушателей и принимает решение о выдаче слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, документа об обучении  установленного образца - удостоверения о повышении квалификации.

4.3.2.3. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы (отчисленным), выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права».

4.3.2.4. Итоговая (недифференцированная) оценка:

 - «зачтено» выставляется обучающемуся (слушателю), если по освоения программы по каждому разделу курса он получил положительную промежуточную аттестацию. В частности, в процессе проведения учебных практических занятий,  собеседования или обсуждения, публичного выступления, представления реферата – слушатель показал освоение материалов учебной дисциплины, дает глубокий, осмысленный, полный по содержанию ответ по обсуждаемым вопросам, не требующий дополнений и уточнений, а также отвечает и раскрывает иные вопросы, смежные или обуславливающие обсуждаемую тему, в том числе, ссылаясь на положения законов и\или иных нормативных правовых актов, международную или российскую судебную практику. Допускаются такие незначительные недочёты в ответе, как отсутствие аргументированного самостоятельного вывода, нарушение последовательности в изложении, речевые ошибки и др.;

- «не зачтено» выставляется, если при промежуточной аттестации по одному из  разделов курса слушатель не получил текущей, и, соответственно, промежуточной аттестации, в том числе, не принимал участие в учебных занятиях, не выполнял рекомендованные задания для самостоятельного выполнения и не участвовал в их обсуждении либо  не ответил на вопросы при собеседовании, не выступил с публичным сообщением/докладом, рефератом, не смог изложить содержание материала, не знает основных понятий раздела курса, испытывает затруднения в установлении связи теории с практикой, не может обосновать сделанные утверждения или выводы, не отвечает на дополнительные вопросы,   то есть, является не аттестованным по одному из разделов учебной дисциплины.

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

5.1. Учебно-методическое обеспечение составляют:

5.1.1. материально-технические средства, в том числе, компьютеры, оргтехника, ауди-видео аппаратура (видеокамера, звуковые колонки, экран и др.)

5.1.2. материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом, привлекаемым для проведения занятий, в числе которых, перечень примерных вопросов для контроля (собеседования и/или обсуждения, доклада, реферата), который является обязательным, а также письменные и/или устные задания, задачи практические групповые тренинги, наглядные электронные (видео) материалы  и презентации по отдельным темам;

5.1.3. информационые технологии - лицензированные (правообладателя) электронные интернет - площадки ZOOM и  Вебинар, используемые для проведения занятий в электронной форме (очно) в режиме реального времени (онлайн) либо для иных коммуникаций в учебно-образовательном процессе..

 

5.2. Учебно-информационное обеспечение

Перечень основной и дополнительной литературы содержит источники, которые имеются в открытом и свободном доступе публичных научных и периодических изданий, информационных электронных ресурсов в свободном доступе системы «Интернет», а также  в библиотечном фонде  (читального зала) библиотеки АНО Высшего Образования «Институт деловой карьеры» (Филиал АНО ВО «ИДК» в Тюменской области), согласно договора о Сотрудничестве в научно-образовательной сфере от 21 января 2020 года, дополнительного соглашения и Правил пользования библиотекой. Перечень специальной литературы предложен с учетом электронных изданий (копий) находящихся в методических материалах и электронном ресурсе АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права.

 

5.2.1. Перечень нормативно-правовых актов, основной и дополнительной литературы

5.2.1.1. федеральные законы и нормативные акты

  1. Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре (Принят в г. Нью-Йорке 24.06.2002 на 35-ой сессии ЮНСИТРАЛ) //СПС КонсультантПлюс. 2017
  2. Директива № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» (Принята в г. Страсбурге 21.05.2008) //СПС КонсультантПлюс. 2017
  3. Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ (Принят 23.07.1980 на 241-ом заседании Комиссии ООН по праву международной торговли) //СПС КонсультантПлюс. 2017
  4. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1993. № 13. Ст. 1110.
  5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1859.
  6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  7. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 18
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 года № 14-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3 от 26.11.2001 года № 146-ФЗ //Парламентская газета. 2001. № 224.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1(ч. 1), ст. 1.
  12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256
  13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 года № 95-ФЗ // Российская газета. 2002. № 137.
  14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 от 18.12.2006 года № 230-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
  16. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ// Российская газета. 2015. № 49.
  17. Закон РФ от 07.07.1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» //Российская газета. 1993. № 156.
  18. Федеральный закон от 21.07.1997 года «О судебных приставах» // Собрание

законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

  1. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской

Федерации» от 31.05.2002 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. 2006.№51.
  2. Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» //Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
  3. Федеральный закон от 30.04.2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2144.
  4. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. 2010. № 168.
  5. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском

разбирательстве) в Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 297.

  1. Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 года № 969 «О программе подготовки медиаторов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6706.
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»// Российская газета. 2011. № 60.
  3. Приказ Минтруда России от 15.12.2014 № 1041н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 30
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния,но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» //Собрание законодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 4557

б) акты судебных органов:

  1. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год». Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015 // СПС КонсультантПлюс. 2017.
  2. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г.№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за 2015 год». Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 //СПС КонсультантПлюс. 2017

5.2.1.2. Список научно-методической литературы:

  1. Аболонин В. О. Судебная медиация: теория, практика, перспективы. М.: Инфотропик Медиа, 2014. — 408 с.
  2. Абрамсон Г. И. Сопровождение сторон в процедуре медиации. Руководство для адвокатов и консультирующих юристов. М.: МЦУПК, 2013. — 542 с.
  3. Азарнова А. Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 288 с.
  4. Альтернативное разрешение споров: Учебник / под ред. Е.А. Борисовой. М.: Городец, 2019.
  5. Арутюнян А. А. Медиация в уголовном процессе. М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 200 с.
  6. Архипкина А.С. Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации: метод.пособие для практических работников / А.С. Архипкина, У.Н. Белозерцева, М.Н. Садовникова. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. — 97 с.
  7. Архипкина А.С. Альтернативные способы разрешения споров: современные механизмы защиты прав граждан : учеб.-метод. пособие / А.С. Архипкина, М.Н. Садовникова, А.А. Кровушкина. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. — 207 с.
  8. Ватцке Э. «Вполне возможно, эта история не имеет к Вам никакого отношения…». Истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации. М.: МЦУПК, 2009. — 144 с.
  9. Давыденко Д. Л. Примирительные процедуры в европейской правовой традиции. М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 232 с.
  10. Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации. Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2017.
  11. Досудебные и судебные примирительные процедуры: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции; 8-9 декабря 2016 г., г. Воронеж / Под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М.: Инфотропик медиа, 2017.
  12. Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Бурятского государственного университета (Иркутск — Улан-Удэ, 22-25 сентября 2015 г.) / Науч. ред. Э. Л. Раднаева, М. Н. Садовникова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. — 288 с.
  13. Калашникова С. И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 2). М.: Инфотропик Медиа, 2011. — 304 с.
  14. Катч И., Рабинович-Эйни О. Цифровое правосудие. Интернет-технологии для разрешения споров. М.: МЦУПК, 2018.
  15. Ковач К. Медиация: краткий курс / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 316 с.
  16. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / Отв. ред. С. К.Загайнова, В. В.Ярков (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 1). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 272 с.
  17. Коммерческая медиация: теория и практика. Сборник статей / Под ред. С. К. Загайновой, В. О. Аболонина. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 304 с.
  18. Кровушкина А.А. Как общаться конструктивно с другом, родителем, учителем / А.А. Кровушкина, М.Н. Садовникова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014 г. – 24 с.
  19. Кроули Дж., Грэм К. Медиация для менеджеров. М.: МЦУПК, 2010. — 304 с.
  20. Кэрролл Э., Мэки К. Международная медиация — искусство деловой дипломатии. М.: МЦУПК, 2012. — 264 с.
  21. Лазарев С.В. Основы судебного примирения. М.: Инфотропик Медиа, 2011. — 256 с.
  22. Маврин О.В. Технологии урегулирования конфликтов (медиация как эффективный метод разрешения конфликтов): учебное пособие / О.В. Маврин. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2014. – 96 с.
  23. Медведев И.Р. Разрешение городских конфликтов. М.: Инфотропик-медиа, 2017.
  24. Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации: учеб.-метод. материалы для практ. работников / А.С. Архипкина, М.Н. Садовникова, У.Н. Белозерцева, А.А. Кровушкина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 178 с.
  25. Медиация: Учебник / Под ред. А.Д. Карпенко, А.Д. Осиновского. СПб.: Редакция журнала Третейский суд; М.: Статут, 2016.
  26. Медиация в нотариальной деятельности : практическое пособие / Отв. ред.: С. К. Загайнова, Н. Н. Тарасов, В. В. Ярков (Серия «Библиотека нотариуса» / Федеральная нотар. палата, Центр нотар. исслед.). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 328 с.
  27. Медиация в практике нотариуса / Отв. ред. С. К. Загайнова, Н. Н. Тарасов, В. В. Ярков (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 3). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 336 с.
  28. Медиация в России: от слов к делу. Материалы второй международной конференции «Медиация. Альтернативные методы разрешения споров, и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики». М.: МЦУПК, 2007. — 128 с.
  29. Медиация в судебной системе: Сборник материалов / Колл.авторов. Сост. Ц.А. Шамликашвили. М.: МЦУПК, 2017. — 182 c.
  30. Медиация: теория, практика, перспективы развития: Сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции. М.: ФИМ, 2015. — 218 с. (Электронное издание.)
  31. Медиация: теория, практика, перспективы развития: Сборник материалов Второй всероссийской научно-практической конференции. М.: ФИМ, 2017. — 178 с. (Электронное издание.)
  32. Медиация: Учебник / под ред. А.Д. Карпенко, А.Д. Осиновского. СПб.: Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Статут, 2016. — 470 с.
  33. МЕДИАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Курск, 30 апреля 2019 года). – Курск: ЮгоЗапад. гос.ун-т, 2019. – 252 с.
  34. Нечаева А.М. Дети России. М.: МЦУПК, 2013. — 192 с.
  35. Нигматуллина Т.А. Политическая медиация: учеб.пособие для академического бакалавриата / Т.А. Нигматуллина, Л.О. Терновая. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. (Серия:Университеты России).
  36. О применении в отношении несовершеннолетних медиативныхтехнологий и работе служб медиации: сборник материалов по результатам III Всероссийского совещания по вопросу организаций деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (г. Уфа, 8–9 ноября 2016 г. / [редкол.: Е.В. Ильгова (отв. ред.) и др.]; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2016. – 184 с.
  37. Паркинсон Л. Семейная медиация. М.: МЦУПК, 2010. — 400 с.; 2-е изд. 2016. — 316 с.
  38. Пель М. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. М.: МЦУПК, 2009. — 400 с.
  39. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография / Отв. ред. М.Р. Арпентьева (Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1.). Калуга: Калужский ГУ им. К.Э. Циолковского, Эйдос, 2016. — 340 с.
  40. Понасюк А. М. Медиация и адвокат: новое направление адвокатской практики. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 384 с.
  41. Право ребенка на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления или права ребенка не должны быть конфетой в зашитом кармане : информ. брошюра для детей и взрослых / Под общ.ред. М.Н. Садовниковой, Е.С. Проскуриной ; ФГБОУ ВПО «ИГУ». Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014 г. – 150 с
  42. Правосудие. Медиация. Справедливость / Сб. материалов научно-практической конференции ФИМ. М.: ФИМ, 2016. — 168 с.
  43. Пронина Е.В., Попова (Смолик) С.Ю. Психологические основы медиации: новый способ решения проблем /Серия: Технологии работы с молодежью. – Владимир:ХХХХХ, 2015. – 126 с.
  44. Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение. Коллективная монография / Отв. ред. М.Р. Арпентьева (Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 2.). Калуга: Калужский ГУ им. К.Э. Циолковского, Эйдос, 2016. — 290 с.
  45. Пун Г. Руководство по медитации для корпоративных юристов. М.: МЦУПК, 2012. — 168 с.
  46. Развитие медиации в России: теория, практика, образование : Сборник статей / Под ред. Е. И. Носыревой, Д. Г. Фильченко (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 4). М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 320 с.
  47. Разрешение семейных конфликтов : Руководство по международной семейной медиации / С. Каратш (ред.). М.: МЦУПК, 2015. — 104 с.
  48. Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония) / Ю.А. Артемьева [и др.]. Под общ.ред. д.ю.н., проф. Е.Е. Фроловой и к.ю.н., доц. Е.П. Ермаковой. М.: Инфотропик Медиа, 2019. — 416 с.
  49. Ричбелл Д. Медиация в строительном и девелоперском бизнесе. М.: МЦУПК, 2011. — 256 с.
  50. Садовникова М. Н. Школьный уполномоченный: организация деятельности по защите прав участников образовательного процесса : Методическое пособие для практических работников / М. Н. Садовникова, А. С. Архипкина. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 162 с.
  51. Садовникова М. Н. Конфликты в образовательных и социальных учреждениях, их разрешение и профилактика с использованием медиативных технологий. Опыт внедрения служб примирения в Иркутской области: Методическое пособие для практических работников. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 162 с.
  52. Садовникова М. Н., Кровушкина А. А. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними,находящимися в конфликте с законом. Методические рекомендации : метод.пособие для практических работников / М. Н. Садовникова, А. В. Лозовский, Э. Л. Раднаева. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 258 с.
  53. Садовникова М. Н., Кровушкина А. А. Методические рекомендации по внедрению модели восстановительного правосудия для судов : Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 84 с.
  54. Садовникова М.Н., Лозовский А.В., Раднаева Э.Л. Восстановительно-медиативный подход в работе сотрудников субъектов системы профилактики. Методические рекомендации: методическое пособие для практических работников. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 258 с.
  55. Садовникова М.Н., Проскурина Е.С. Мониторинг процесса апробации модели службы медиации 2 уровня в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации: Отчет. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – 37 с.
  56. Сасскайнд Л., Шамликашвили Ц., Демчук А. Менеджмент трудных решений в XXI веке. Секреты построения консенсуса, или как сделать так, чтобы довольны были все. М.: МЦУПК, 2009. — 208 с.
  57. Cоздание и поддержка служб примирения в регионах: сборник материалов. М.: Судебно-правовая реформа, 2016.
  58. Сталберг Дж., Лав Л. Третий голос. Успешная медиация конфликта. М.: МЦУПК, 2014. — 224 с.
  59. Стрэссер Ф., Рэндольф П. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов. М.: МЦУПК, 2015. — 380 с.
  60. Суд. АРС. Медиация: Сборник статей / Паунд Р.; Сандер Ф.; Холландер-Блюмофф Р., Тайлер Т.; Шамликашвили Ц. / сост. Ц.А. Шамликашвили. М.: МЦУПК, 2017.
  61. Теврис К., Аронсон Э. Ошибки, которые были допущены (но не мной) : почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия / Пер. с англ. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 336 с.
  62. Уиллер М. Искусство переговоров. М.: МЦУПК, 2016. — 340 с.
  63. Фридман Г., Химмельстайн Дж. Вызов конфликту. Понимающий подход в медиации. М.: МЦУПК, 2014. — 352 с.
  64. Шамликашвили Ц.А. Медиация в вопросах и ответах. М.: МЦУПК, 2017. — 100 с.
  65. Шамликашвили Ц.А. Медиация — современный метод внесудебного разрешения споров. М.: МЦУПК, 2017. — 77 с.
  66. Шамликашвили Ц. А. Медиация как альтернативная процедура регулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: МЦУПК, 2010. — 160 с.
  67. Шамликашвили Ц. А., Никитина Е. С. Введение в диалогику. М.: МЦУПК, 2011. — 240 с.
  68. Шамликашвили Ц. А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. М.: МЦУПК, 2013. — 128 с.
  69. Шамликашвили Ц., Семенова О. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь. М.: МЦУПК, 2010. — 304 с.
  70. Шамликашвили Ц., Ташевский С. Азбука медиации. М.: МЦУПК, 2011. — 180 с.
  71. Эндрюс Н. Система гражданского процесса Англии: судебное разбирательство, медиация и арбитраж / пер. с англ. / под ред. Р.М. Ходыкина. М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 544 с.
  72. Ягер Дж. Когда дружба причиняет боль: как поступать с друзьями, которые предают, бросают или ранят вас / пер. с англ. Серия «Психология с умом». Книга 1. М.: Инфотропик Медиа, 2011. — 272 с.
  73. Досудебные и судебные примирительные процедуры: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции; 8-9 декабря 2016 г., г. Воронеж / Под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М.: Инфотропик медиа, 2017.

6.2.1.3. Иностранная литература

  1. Katsh, E. &Rabinovich-Einy, O. Digital Justice: Technology and the Internet of Disputes. Oxford University Press, 2017.
  2. Cultures of Conflict Resolution in Early Modern Europe / S. Cummins, L. Kounine (eds.). –N. Y.: Routledge, 2016.
  3. Picard, Ch.A. Practicing Insight Mediation. UniversityofTorontoPress, 2016.
  4. Shapira, O. A Theory of Mediators’ Ethics: Foundations, Rationale, and Application. CambridgeUniversityPress, 2016.

5.2.1.4. Авторефераты диссертаций

  1. Столетова Д. Э. Конфликты в международных коммерческих сделках и альтернативные судебному способы их разрешения: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/stoletova.rar
  2. - Попаденко Е. В.Альтернативные средства разрешения уголовно–правовых конфликтов: российский и зарубежный опыт: Дисс. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/popadenko.rar
  3. - Пилехина Е. В. Мировое соглашение в практике арбитражного суда и суда общей юрисдикции: Дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/pilehanina.rar
  4. - Носырева Е. И. Альтернативное разрешение гражданских правовых споров в США: Дисс. … д–раюрид. наук. Воронеж, 2001. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/nosyr.rar
  5. - Нехороших А. М. Претензионное производство как институт предварительного досудебного урегулирования споров, возникающих из правоотношений по железнодорожной перевозке грузов: Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/neh.rar
  6. - Мямин А. С. Внесудебное и третейское урегулирование внешнеторговых споров: Дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/myam.rar
  7. - Медникова М. Е. Досудебное урегулирование споров в сфере экономической деятельности (проблемы теории и практики): Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/mednik.rar
  8. - Лазарев С. В. Мировое соглашение в гражданском судопроизводстве: Дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/lazarevsv.rar
  9. - Кузбагаров А. Н. Примирение сторон по конфликтам частно–правового характера: Дисс. … д–ра.юрид. наук. СПб., 2006. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/kuzbag.rar
  10. - Колясникова Ю. С. Примирительные процедуры в арбитражном процессе: Дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/kolyas.rar
  11. - Зинченко А. И.Мировые соглашения в гражданском судопроизводстве. Саратов, 1981. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/zin.rar
  12. - Захарьящева И. Ю. Примирительные процедуры в арбитражном процессуальном законодательстве Российской Федерации (концептуальные основы и перспективы развития). Саратов, 2005. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/zah.rar
  13. - Давыденко Д. Л. Мировое соглашение как средство внесудебного урегулирования частноправовых споров (по праву России и некоторых зарубежных стран). М., 2004. - http://arbitrage.spb.ru/jts/diss/davydenko.rar

5.3.Перечень рекомендуемых Интернет ресурсов (официальные сайты):

1..официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru

  1. сайт Президента Российской Федерации www.президент.рф
  2. информационно-правовым порталом «Гарант» www.garant.ru
  3. информационно-правовым порталом «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
  4. информационно-правовым порталом «Кодекс» www.kodeks.ru
  5. большой юридический словарь он-лайн www.law-enc.net
  6. юридический словарь www.legaltterm.info
  7. сайт Журнала российского права www.norma-verlag.com
  8. юридический портал «Правопорядок» www.oprave.ru
  9. сайт АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права» . http://zsrcmp/ru

 

 

 Медиация. Базовый курс