ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

             Противодействие коррупции

на государственной  службе в механизме регулирования служебных отношений

 (16 часов)

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана:

АНО «Западно-Сибирский региональный

 Центр медиации и права»

 

 

 

 

                                         Тюмень - 2019

 

 

  1. Пояснительная записка

Учебная программа дисциплины «Противодействие коррупции на государственной  службе в механизме регулирования служебных отношений» основана на положениях Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция), которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют  Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Программа является дополнительной профессиональной образовательной программой  повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и предназначена для получения слушателями теоретических знаний и практических навыков по вопросам правового регулирования служебных отношений, уголовного и административного законодательства в свете борьбы с коррупцией на государственной службе в современных условиях. 

Основными задачами курса являются: получение комплексного представления об антикоррупционном законодательстве при регулировании служебно-трудовых отношений на государственной службе и  практике его применения, перспективах развития и совершенствования. 

Основные задачи: изучение норм гражданского, административного, уголовного и трудового законодательства, необходимых в работе государственного служащего, формирование у слушателей мировоззрения о системе и содержании антикоррупционного законодательства РФ, основных навыков применения в своей работе норм антикоррупционного законодательства.

Содержание программы предусматривает раскрытие вопросов, которые содержащих правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации. Особенности регулирования трудовых отношений на государственной службе в механизме противодействия коррупции. Обзор изменений в трудовом законодательстве, законодательстве о службе ( прием на службу, ограничения и  запреты, связанные с профилактикой борьбы с коррупцией, испытание, изменение и прекращение трудового договора (служебного контракта); Уголовно-правовые, криминологические и административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией на государственной службе (уголовная и административная ответственность); Разрешение конфликта интересов на службе; Деятельность комиссий по служебному поведению и др. 

Обучение  проводится с применением основных видов занятий, включая лекции, практические занятия, решение практических ситуаций, норм права, тестов и анализа административной и судебной практики.

 

1.1. Общая характеристика дополнительной образовательной программы:

 

1.1.1. Законодательные и нормативные правовые акты, в соответствии с которыми разрабатывалась программа повышения квалификации:

Федеральный закон от 09.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть 1). № 7598.

Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ

Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2020).

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»  от 12.08.1995 N 144-ФЗ 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2019) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 19Э-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. № 4162.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 19Э-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. № 4162.

Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса РФ"

Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н
"Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта"

Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568
"О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции"

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 700
"О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы"

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П
"По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Бараш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы"

Разъяснения Минтруда России от 17.07.2013
"По применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции"

Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879/06 «О документах о квалификации».

 

1.1. Общая характеристика дополнительной образовательной программы:

 

1.1.2. Тип дополнительной профессиональной программы: программа повышения квалификации (далее - программа).

1.1.3. Программа направлена на совершенствование компетенций, необходимых для осуществления профессиональных функций лицами, находящимися (состоящими) на государственной и муниципальной службе на основе, повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

1.1.4. К освоению программы допускаются: государственные и муниципальные служащие,  соответствующие требованиям и профессиональной квалификации и образования.

1.1.5. Срок освоения программы: 16 часов. Структура программы включает четыре темы (раздела) после освоения которых, по итогам текущей аттестации выставляется итоговая аттестация «зачтено».

1.1.6. Форма обучения: очная.

1.1.7. Категория обучающихся: государственные и муниципальные служащие.

1.1.8. Формы аттестации обучающихся: итоговая аттестация.

1.1.9. Документ о квалификации: лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствие с законодательством российской Федерации.

1.2. Цели обучения:

Приобретение знаний и дополнительных профессиональных компетенций в области профессиональной деятельности на государственной и муниципальной службе, приобретение новых профессиональных компетенций в рамках действующей квалификации.

 

1.3. Планируемые результаты обучения:

 

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для достижения целей, указанных в разделе:

 

Слушатель должен знать:

- понятие коррупции как социального явления и основные формы её проявления;

-нормативно-правовую основу противодействия коррупции;

-основные формы профилактики антикоррупционных мероприятий на государственной и муниципальной службе;

-требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

- меры материальной(гражданско-правовой), административной и уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений; ограничения для лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе;

-этические основы на государственной и муниципальной службе;

- понятие конфликта интересов и механизмы профилактики правонарушений на государственной и муниципальной службе;

 

Слушатель должен уметь:

-анализировать и понимать смысл нормативных правовых актов. Регламентирующих понятие коррупции как социального явления и основные формы её проявления;

-предупреждать действия, которые могут создать нормативно-правовую основу противодействия коррупции;

- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

-реализовывать основные формы профилактики антикоррупционных мероприятий на государственной и муниципальной службе;

- составлять и предоставлять документы (сведения), подтверждающие дохоы и иные ограничения лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе;

- применять этические основы поведения и взаимодействия с гражданами лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе.

 

 

В результате совершенствования указанных компетенций слушатель получает возможность реализовать в своей профессиональной деятельности, следующие трудовые действия:

 

- выполнять функциональные и/или должностные обязанности с учетом действующего законодательства РФ, регламентирующего деятельность на государственной и муниципальной службе;

- предупреждать действия, которые могут причинить вред государственным или служебным интересам;

- оказывать содействие в профилактике правонарушений антикоррупционного законодательства;

- готовить проекты документов, в том числе, локальные нормативные акты по вопросам профилактики коррупционных правонарушений.

 

1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,

необходимые для освоения программы.

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу должны соответствовать требованиям, предъявляемым  к государственным или муниципальным служащим.

 

1.5. Тематический план дисциплины (курса)

Тематический план

Тема

всего

лекции

практические

СРС под руководством преподавателя

Форма контроля

1. Правовые основы противодействия коррупции на государственной /муниципальной службе в Российской Федерации

2

1

1

 

Тестирование

2. Особенности правого регулирования служебно-трудовых отношений в механизме противодействия

6

3

3

 

Тестирование, решение практических ситуаций

3. Административно-правовые аспекты и профилактика  коррупции на государственной/ муниципальной службе.

4

2

2

 

Разбор практических ситуаций

4. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией на государственной (муниципальной) службе.

4

2

2

 

Решение практических ситуаций

ВСЕГО                                             

16

8

8

 

 

 

 

1.6. Календарный учебный график

Календарный учебный график представлен в расписании курсов.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1. Материально-технические условия реализации программы

 Наличие:

- специализированных аудиторий

-технического программного обеспечения и оборудования, в том числе,   компьютера, мультимедийного проектора, экрана, доски и других.

- совокупность информационных технологий: электронный образовательный ресурс, технические средства (ауди-видео) проведения занятий.

Виды занятий: лекции, практические (семинары, практические занятия, дискуссии).

 

2.2. Форма организации образовательной деятельности.

2.2.1. Формат программы основан на тематическом принципе представления содержания образовательной программы и содержит 4 раздела (темы) учебной дисциплины.

2.3. Условия реализация программы:

2.3.1. Обучение по программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение слушателя, зачисляемого на обучение и/или на льготной/безвозмездной основе.

2.3.2. Обучение осуществляется непрерывно.

2.3.3. При реализации программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, в том числе, телекоммуникационные сети «Интернет». Местом обучения является место нахождения организации.

 

2.4. Ресурсы для реализации программы:

2.4.1. Профессиональный штат аккредитованных педагогических работников,  осуществляющих деятельность на основе договора и имеющих необходимый профессиональный уровень подготовки, научно-педагогической и профессиональной деятельности в области образования.

2.5. Иные условия реализация программы:

2.5.1. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации и в согласованные сроки, в том числе, с применением элементов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

2.5.2. Образовательный процесс осуществляется в течение всего календарного года с учетом сроков набора групп или по индивидуальному плану.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ (Тема 1) Правовые основы противодействия коррупции на государственной /муниципальной службе в Российской Федерации

 

Понятие и система законодательства РФ по противодействию коррупции. Правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации на федеральном уровне. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы.

 нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

ФЗ «О противодействии коррупции» как основополагающая основа антикоррупционного законодательства. Законодательство в сфере административных правонарушений.

Законодательство РФ о государственной и муниципальной службе в механизме противодействия коррупции. Ведомственные и локальные нормативные правовые акты, регламентирующие мероприятия по профилактике коррупции.

 

 

РАЗДЕЛ (Тема 2) Особенности правого регулирования служебно-трудовых отношений в механизме противодействия

 

Нормативно-правовая основа  деятельности на государственной и муниципальной службе. Требования и иные ограничения, предъявляемые к кандидатам на государственную и муниципальную службу.

Специальные требования и ограничения допуска  к отдельным видам профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Нормативные локальные акты  в механизме профилактики коррупционных правонарушений. Конфликт интересов на государственной службе. Использование этических основ государственной службы и медиативных технологий

 

РАЗДЕЛ (Тема 3) Административно-правовые аспекты и профилактика  коррупции на государственной/ муниципальной службе.

 

Понятие и виды правонарушений, отнесенных законодательством РФ к сфере противодействия коррупции.

Разграничение сферы административного и уголовно-правового характера к совершенным правонарушениям. Дача  и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или незаконное использование должностным лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей или иного имущества.

Правонарушения в области налогового или финансового законодательства Российской Федерации, антимонопольного законодательства, законодательства о кадастровом учете недвижимости и кадастровой деятельности.

Административная ответственность и виды правонарушений за совершение правонарушений в сфере коррупционного законодательства Российской Федерации.

 

 

 

РАЗДЕЛ (Тема 4) Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией на государственной (муниципальной) службе.

Понятие и основные виды преступлений в сфере противодействия коррупции. Соотношение правонарушений. Понятие состава преступления. Объективная и субъективная сторона преступления. Объект коррупционных преступлений как сфера государственного управления, отношения, возникающие в сфере государственной и муниципальной службы. Специальный и общий субъект преступлений в сфере противодействия коррупции.

Процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия по расследованию и раскрытию преступлений коррупционной направленности. Оперативный эксперимент, осмотр корреспонденции, прослушивание телефонных и иных переговоров.

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.

Профилактика преступлений, совершаемых лицами, состоящими на государственной и муниципальной службе.

 

 

  1. Система оценивания: формы текущего и итогового контроля

4.1. Система оценивания

Систему оценивания определяют текущий и итоговый контроль, которые осуществляются в процессе освоения учебного материала программы дисциплины.

Формы текущего и итогового контроля определены исходя их комплексного характера дисциплины и уровня профессиональной подготовки слушателей,  представляющее собой последовательное и системное освоение обучаемыми всех разделов(тем) курса, по которым в результате обучения  выставляется итоговая оценка «зачтено».

4.1. Формы текущего контроля по темам определяются как проведенные во время занятий: собеседование/обсуждение вопросов по разделу курса, публичное выступление с сообщением на тему из перечня примерных контрольных вопросов по дисциплине.

Форма текущего контроля определяется как устный ответ на вопрос по теме или всему разделу учебной дисциплины, обсуждение вопросов темы, участие в дискуссии по обсуждаемым вопросам.

Участие слушателя в занятиях очной формы и выполнение установок – устных и/или письменных заданий преподавателя, определяет освоение обучаемым программного материала и оценку «зачтено» в системе оценивания текущего и итогового контроля.

 

4.1.1. Контрольные вопросы для обсуждения (дискуссии).

  1. Понятие коррупции в механизме социальных отношений.
  2. Исторические аспекты борьбы с коррупционной преступностью в России.
  3. Политический, экономический и правовой аспекты коррупции
  4. Причины (детерминанты) преступности
  5. Преступность: понятие, основные признаки
  6. Коррупция: понятие, признаки
  7. Основные принципы противодействия коррупции
  8. Меры по профилактики коррупции
  9. Организационные основы противодействия коррупции
  10. Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок»
  11. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  12. Конфликт интересов: понятие, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
  13. Уровень коррупционной преступности: понятие и способы определения.
  14. Структура и характер коррупционной преступности.
  15. Динамика коррупционной преступности.
  16. Понятие латентной преступности, ее виды, методика выявления. Латентность как неотъемлемое свойство коррупционной преступности.
  17. Методики измерения уровня коррупции: индекс восприятия коррупции, коррупционный опыт, уровень доверия к госучреждениям.
  18. Характеристика коррупционной преступности в России.
  19. Понятие и виды коррупционной преступности.
  20. Понятие причин и условий коррупционной преступности и их классификация.
  21. Причины роста коррупционных проявлений
  22. Проблемы понимания общественной опасности коррупции
  23. Роль политической элиты, общества и СМИ в формировании антикоррупционного сознания
  24. Коррупционные преступления как составляющая коррупции (понятие, признаки, виды)
  25. Региональная антикоррупционная политика: механизм запуска и реализации.
  26. Антикоррупционные международно-правовые акты: виды и содержание.
  27. Международное сотрудничество по противодействию коррупции: понятие, виды и результаты.
  28. Деятельность правоохранительных органов в противодействии коррупции.
  29. Антикоррупционная экспертиза: понятие, порядок назначения и производства.
  30. Основы антикоррупционной политики.
  31. Антикоррупционное законодательство: понятие, содержание, структура.
  32. Характеристика нормативно-правовых актов о борьбе с коррупцией.
  33. Система мер борьбы с коррупционной преступностью.
  34. Прогноз в области борьбы с коррупционной преступностью: понятие, виды, задачи, методы, построение.
  35. Планирование вопросов борьбы с коррупционной преступностью.
  36. Система и субъекты предупреждения коррупционных преступлений, правовое обеспечение.
  37. Теория предупреждения преступности: понятие, предмет, метод, практическое значение.
  38. Проблемы разработки идеологии антикоррупционной политики в современной России
  39. Значение виктимологического метода определения уровня латентности взяточничества.
  40. Классификация лиц, совершивших коррупционные преступления, ее основания и практическое значение.
  41. Социальные противоречия и коррупционная преступность.
  42. Причины роста коррупционных проявлений

 

4.2. Форма итогового контроля определяется совокупностью успешных промежуточных аттестаций по разделам курса, по результатам которых экзаменуемый слушатель аттестуется в недифференцированной форме с оценкой -  зачтено или незачтено.

Слушатель, принимавший участие в учебных занятиях, обсуждении возникающих в ходе их проведения вопросов, обоснования и аргументации выводов по учебным и практическим ситуациям, в том числе, по итогам публичных устных  выступлений (сообщений, докладов, рефератов), выполнения тестовых и иных заданий, в результате которых он получил текущую и в результате этого промежуточную аттестацию – допускается (автоматически) по совокупности освоенных разделов учебной дисциплины к итоговой аттестации.

 

4.3. Оценочные материалы текущей и итоговой аттестации.

В качестве основных оценочных средств в процессе обучения используются: устный опрос, обсуждение дискуссионных вопросов (дискуссия/круглый стол), контрольный тест.

Обязательным условием для аттестации по каждой теме является непосредственное участие слушателя на учебных занятиях и обсуждение на них текущих вопросов.

 

4.3.1. Оценочные материалы текущей аттестации.

В качестве основных оценочных средств в процессе обучения используются: устный опрос, обсуждение дискуссионных вопросов

Текущая аттестация определяется по дисциплине как непосредственное участие слушателя на аудиторных занятиях, обсуждение вопросов темы, выполнение текущих заданий, выполнение и решений практических ситуаций

 

4.3.2. Оценочные материалы итоговой аттестации.

4.3.2.1. Итоговая аттестация осуществляется после освоения всех тем программы и успешной текущей аттестации.

4.3.2.2. Итоговая аттестация проводится в форме итогового теста в процессе обучения после освоения слушателями основной части программного материала.

Контрольный тест состоит из 14 вопросов. Для того, чтобы получить положительную оценку (итоговую аттестацию), необходимо верно ответить на 12 вопросов.

По результатам проведения итогового теста слушатель получает итоговую аттестацию.

Прохождение итоговой аттестации как одного из главных показателей эффективности обучения слушателей и принимает решение о выдаче слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, документа об обучении  установленного образца - удостоверения о повышении квалификации.

 

4.3.2.4. Итоговый контрольный тест

для слушателей курсов повышения квалификации по противодействию коррупции

  1. Коррупция – это

а) конфликт интересов – личных и государственных

б) злоупотребление своим служебным положением, его использование в корыстных личных целях

в)злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также  совершение  указанных деяний  от имени или в интересах юридического лица.

 

  1. Противодействие коррупции – это

а)  деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий  по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

б) обязанность каждого государственного и муниципального служащего вести непримиримую борьбу с любыми коррупционными правонарушениями

в) деятельность любого лица, находящегося на службе, не допускать злоупотребления служебным положением, совершать проступки и преступления в целях получения личной выгоды.

 

  1. К мерам по профилактике коррупции относятся:

 а) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

 б) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

 в) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

г) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий Перечень, или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

 д) внедрение в практику кадровой работы соответствующих органов власти правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

ж) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

 

  1. 4. Уведомление государственного или муниципального служащего  об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений это

а) их обязанность (за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка), при неисполнении  которой к ним применяется  юридическая  ответственность, вплоть до увольнения со службы

б) право, если это  не влечет конфликта интересов

в)  вопрос решается по усмотрению служащего

 

  1. Кого следует уведомить в случае склонения к совершению коррупционного правонарушения:

а) представителя нанимателя (работодателя)

б) органы прокуратуры

в)  другие государственные органы, какие……………………………………………………..

                                                                       (указать)

 

  1. Конфликт интересов на государственной или муниципальной службе – это

а) ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства

б) ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства

в) ситуация, когда личный интерес вступает в противоречие с интересами государства, общества, отдельных граждан.

 

  1. Личная заинтересованность –это:

а)  возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц

б) возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег или  каких-либо ценностей (имущества или услуг имущественного характера,  имущественных прав) для себя

в) возможность приобретения для себя или своих близких (семьи) какой - либо материальной выгоды в ущерб интересам государства.

  1. Имеются ли какие-либо ограничения при поступлении на работу к новому работодателю после увольнения со службы:

а) да, только в отношении занимавших должности, входящие в соответствующие перечни

б) нет

в) ограничения установлены для лиц, занимавших должности, входящие в соответствующие перечни, в виде запрета работать на некоторых должностях (работах).

 

  1. 9. О каких изменениях, внесённых в УК РФ (в уголовный кодекс) в 2011 – 2016годах Вам известно?

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой максимальный размер штрафа (как уголовного наказания) может быть назначен за получение взятки?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Подлежит ли уголовной ответственности исполнитель за исполнение заведомо для него преступного приказа руководителя, отданного под угрозой увольнения?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Является ли не предоставление сведений о доходах лицами, обязанными по закону их предоставлять, коррупционным нарушениям:

а) да,   б)   нет     в) да, только о своих доходах

 

  1. Обязаны ли члены семьи указанных в законе лиц предоставлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и пр.

а) да         б)  это их право             в) обязаны, если расходы  превышают их доходы

 

  1. Можно ли уволить с работы работника, если он совершает коррупционное правонарушение

а) да          б) это право работодателя    в) да, но строго в соответствии с законодательством

 

 

4.3.2.3. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы (отчисленным), выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права».

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

5.1. Учебно-методическое обеспечение составляют:

5.1.1. материально-технические средства, в том числе, компьютеры, оргтехника, ауди-видео аппаратура (видеокамера, звуковые колонки, экран и др.)

5.1.2. материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом, привлекаемым для проведения занятий, в числе которых, перечень примерных вопросов для контроля (собеседования), материалы для самоконтроля, раздаточный материал, презентации и иные наглядные электронные (видео) материалы  и презентации по отдельным темам, используемые профессорско-преподавательским составом.

 

5.2. Учебно-информационное обеспечение

Перечень основной и дополнительной литературы содержит источники, которые имеются в открытом и свободном доступе публичных научных и периодических изданий, информационных электронных ресурсов в свободном доступе системы «Интернет», а также  в библиотечном фонде  (читального зала) библиотеки «Московский институт государственного управления и права»), согласно договора о Сотрудничестве в научно-образовательной сфере от 06.сентября 2017 года, дополнительного соглашения и Правил пользования библиотекой. Перечень специальной литературы предложен с учетом электронных изданий (копий) находящихся в методических материалах и электронном ресурсе АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права.

 

5.2.1. Материалы (вопросы) для самоконтроля

 

  1. ЧТО ТАКОЕ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ"?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 

  1. ЧТО ТАКОЕ «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ» И «ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ»?

Статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 

  1. ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

 

  1. КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

 

  1. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЁН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОСРЕДНИК ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ?

Да, может.

Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.

 

  1. КАКОВ УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦА, СООБЩИВШЕГО О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ, ЕСЛИ ЭТОТ ФАКТ НЕ БУДЕТ ДОКАЗАН?

Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).

 

  1. ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЛИ ВЗЯТКОДАТЕЛЮ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНЫЕ ЦЕННОСТИ, СТАВШИЕ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ? 

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

 

  1. КТО И КАК ЗАНИМАЕТСЯ УРЕГУЛИРОВАНИЕМ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ?

Урегулированием конфликтов интересов на государственной гражданской службе занимаются представитель нанимателя и специально созданные для урегулирования конфликтов такого рода комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.

Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов образуются правовым актом государственного органа и действуют в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

 

  1. КАКИМИ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ РАСПОЛАГАЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ?

 Основной обязанностью государственного гражданского служащего в этой сфере является: в случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Если государственный гражданский служащий не согласен с принятым решением, то вопрос выносится на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

 

  1. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ У СЛУЖАЩЕГО ВОЗНИКАЕТ ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, КОТОРАЯ ПРИВОДИТ ИЛИ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К КОНФЛИКТУ ИНТЕРЕСОВ, КАКИЕ МЕРЫ ОН ДОЛЖЕН ПРЕДПРИНЯТЬ?

 Обязательно должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

 

  1. КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖЕН ПРЕДПРИНЯТЬ СЛУЖАЩИЙ В СЛУЧАЕ ПОПЫТКИ СКЛОНЕНИЯ ЕГО К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННОГО ИЛИ ИНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ?

Служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

 

  1. В КАКОЙ СРОК ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) СЛУЖАЩИЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?

Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

 

  1. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ИСТОЧНИКАМ ДОХОДОВ СЛУЖАЩЕГО, ПОЛУЧЕННЫХ ИМ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД?

Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

 

14.ВПРАВЕ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) СЛУЖАЩИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ИНУЮ ОПЛАЧИВАЕМУЮ РАБОТУ?

В соответствии с Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» государственный (муниципальный) служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления государственными (муниципальным) служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному (муниципальному) служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного (муниципального) служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный (муниципальный) служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного (муниципального) служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному (муниципальному) служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный (муниципальный) служащий осуществляет отдельные функции управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации государственный (муниципальный) служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники государственного (муниципального) служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае если государственный (муниципальный) служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный (муниципальный) служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

 

  1. ПРЕДУСМОТРЕНА ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ О ФАКТЕ КОРРУПЦИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА?

Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

 

5.2.2. Перечень нормативно-правовых актов, основной и дополнительной литературы

5.2.2.1. федеральные законы и нормативные акты

 

  1. «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
  5. Федеральный закон от 25.07.2006 №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
  6. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».
  7. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  9. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции».
  10. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
  11. Указ Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
  12. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 561 «Об утверждении порядка размещения, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставление этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
  13. Указ Президента РФ от 21.09.2009 №1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдение ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».
  14. Приказ Росреестра от 27.12.2013 № П/555 «Об утверждении Перечня должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росреестром, и находящихся в его ведении, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
  15. Приказ Росреестра «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росреестром, и находящихся в его ведении, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих Росреестра».

 

 

5.2.2.2. Основная и дополнительная литература

  1. Александров О.Н. Роль подразделений собственной безопасности МВД, в профилактике правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел (на примере Смоленской области) // Проблемы профилактики преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Юридический институт МВД России (Смоленский филиал). – Смоленск, 2000.
  2. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения // Социология коррупции. Материалы научно-практической конференции. - М., 2003.
  3. Артемьев А.М. К вопросу об определении сущности правоохранительной службы и ее структуры // Рос. следователь.- 2008.- № 2.
  4. Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. - М., 2001.
  5. Богданов И.Я. Калинин А.П. Коррупция в России: Социально- экономические и правовые аспекты. - М., 2001.
  6. Бойко В. Проблемы правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел // Закон и право. - 2004. - № 5.
  7. Варыгин А. Особенности воздействия на преступность сотрудников органов внутренних дел // Уголовное право. – 2003. – № 3.
  8. Варыгин А. Характеристика преступности сотрудников органов внутренних дел // Российская юстиция. – 2002. – №12.
  9. Варыгин А.Н., Шляпникова Коррупция в органах внутренних дел // Коррупция и борьба с ней. – М., 2000.
  10. Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление. // Чистые руки. - 1999. - № 1.
  11. Волженкин Б.В. Служебные преступления – М., 2000.
  12. Гаврина Е.Е. Агрессивность сотрудника милиции: миф или реальность // Юридическая психология.- 2008.- № 3.
  13. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. - 2000. - № 6.
  14. Гаухман Л.Д. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией // Журнал российского права. - 2000. - № 12.
  15. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления. // Российский следователь. М., - 2001. - №3.
  16. Голик Ю.В. Коррупция в России: норма жизни или патология? // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. / Под ред. В.В. Лунеева. - М., 2001.
  17. Егорова Н. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Уголовное право. - 2003. - № 2.
  18. Желанова С.А., Чинчиков А.А. Коррупция: историографический анализ проблемы // Вестник Саратовской государственной академии права. - 1995. - № 4.
  19. Ипполитов К.Х., Макаров В.Б. Принципы и основные направления программы борьбы с коррупцией // Следователь.- 2008. - № 10.
  20. Кабанов П.А. Понятие и криминологическая характеристика политической коррупции // Следователь. - 1998. - № 8.
  21. Казанцев Н.М. К вопросу о совершенствовании антикоррупционной государственной политики // Следователь.- 2008. - № 10.
  22. Калинина Н. Правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы РФ. Критерии правоохранительной службы // Рос. следователь.- 2007.- № 10. 2
  23. Катаев Н.А.; Сердюк Л.В. Коррупция (уголовно-правовые и криминологические аспекты). - Уфа, 1995.
  24. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. - СПб., 1997.
  25. Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. - Ставрополь, 2001.
  26. Козлов Ю.Г. Коррупция: криминологические и социально-политические аспекты. // Право. - 1998. - № 1.
  27. Коков Ю.А. Как победить коррупцию? // Следователь. -2008. № -10.
  28. Королева М. Роль коррупции в криминализации правоохранительной деятельности // Уголовное право.- 2007.- № 1.
  29. Королева М.В. Коррупция в сфере правоохранительной деятельности / М.В. Королева // Коррупция и борьба с ней. – М., 2000.
  30. Королева М.В. Проблемы коррупции в разных государственных органах // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000.
  31. Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В., Наумов А.В. Организованная преступность и коррупция в России (1997-1999) - М., 2000.
  32. Кузнецова Н.Ф. Борьба с коррупцией в странах СНГ / Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. / Под ред. В.В. Лунеева. - М., 2001.
  33. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1993. - № 1.
  34. Куракин А.В. Государственная служба и национальный план противодействия коррупции // Следователь. -2008. №- 10.
  35. Литвинов А.Н. Предупреждение преступлений и правонарушений. – М.: ЮРКНИГА, 2004.
  36. Лукашук И.И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. / Под ред. В.В. Лунеева. - М., 2001.
  37. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая. // Государство и право. - 1996. - № 8.
  38. Макеева Л. Национальный план по борьбе с коррупцией: «неприкасаемых» в России не будет // Следователь. - 2008. - № 10.
  39. Максимов В.К. Понятие коррупции в международном и российском праве // Право и безопасность. - 2002. - №2-3.
  40. Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. – 1999. – №2.
  41. Максимов С.В. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы. // Проблемы борьбы с коррупцией. - М., 1999.
  42. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. - М., 2000.
  43. Максимов С.В. Предупреждение коррупции: лекция. – М.: Изд-во Академии МВД, 2006.
  44. Мартыненко Г.К. Этимология коррупции, история законодательного закрепления борьбы с ней // Северо-кавказский юридический вестник. - 2000. - № 3.
  45. Мишин Г.К. О теоретической разработке проблемы коррупции // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. / Под ред. В.В. Лунеева. - М., 2001.
  46. Наумов А.В. Ответственность за коррупционные преступления по законодательству европейских стран // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. / Под ред. В.В. Лунеева. - М., 2001. 3
  47. Никифоров А. Самая древнейшая профессия: коррупция или проституция // Чистые руки. - 2000. - №4.
  48. Ноздрачев А. Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. - 2007. - № 10.
  49. Номоконов В.А. О стратегии борьбы с коррупцией в России // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. / Под ред. В.В. Лунеева. - М., 2001.
  50. Основы противодействия коррупции (системы общегосударственной этики поведения) / Науч. ред. С.В. Максимов и др. - М., 2000.
  51. Прозументов Л.М. Уголовное право и "коррупция" // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер.: Гуманит. науки (Правоведение). 2000. Вып 1.
  52. Прохожев А. А. Первоочередные меры государственной политики в сфере противодействия коррупции // Следователь.- 2008. -№ 10.
  53. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. - М., 2003.
  54. Рясов Д.А. Методы общего предупреждения преступности сотрудников органов внутренних дел // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета - 2005. - №12.
  55. Рясов Д.А. Обеспечение собственной безопасности в комплексе мер специально-криминологического предупреждения преступности сотрудников органов внутренних дел // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета - 2006. - №13.
  56. Рясов Д.А. Преступность сотрудников органов внутренних дел. – М., 2009.
  57. Сатаров Г.А. Некоторые задачи и проблемы социологии коррупции // Социология коррупции. Материалы научно-практической конференции. - М., 2003.
  58. Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. – М., 2003.
  59. Тимофеев Л.М. Институциональная коррупция: Очерки теории - М., 2000.
  60. Феоктистов М.В. Теоретические и практические проблемы взяточничества и коммерческого подкупа // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью. - Краснодар, 2000.
  61. Фролова Л.И. Социально-политические последствия коррупции в России // Коррупция и борьба с ней. – М., 2000.
  62. Швец Е.В. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств- членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права - 2000. - № 7.
  63. Шелли Л. Коррупция и организованная преступность. / Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. / Под ред. В.В. Лунеева. - М., 2001.
  64. Шихата И. Взятка как рента за монопольное положение чиновников // Чистые руки. - 1999. - №1. 65. Шихата И. Всемирный банк против коррупции // Чистые руки. -1999. - №3.