Должностная инструкция преподавателя

 

 

1. Общие положения

 

  1. На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее образование, направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование.

При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

  1. Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
  2. Дополнительные требования допуска к работе:

- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

  1. Назначение на должность преподавателя, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
  2. Преподаватель должен знать:

5.1. Локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса, разработки программно-методического обеспечения, ведения и порядка доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

5.2. Преподаваемую область научного (научно-технического) знания и (или) профессиональной деятельности, актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные методы (технологии)

5.3. Требования ФГОС, содержание примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))

5.4. Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в программе дополнительного профессионального образования.

5.5. Электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ

5.6. Методологию, теоретические основы и технологии научно-исследовательской деятельности.

5.7. Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся

5.8. Требования к оформлению проектных и исследовательских работ, отчетов о практике.

5.9. Возрастные особенности обучающихся.

5.10. Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида.

5.11. Современные образовательные технологии дополнительного профессионального образования.

5.12. Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

5.13. Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером реализуемых программ

5.14. Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации

5.15. Основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению

5.16. Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по программам ДПО.

5.17. Основы психологии труда, стадии профессионального развития

5.18. Требования, предъявляемые профессией к человеку.

5.19. Современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся

5.20. Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

5.21. Законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам ДПО.

5.22. Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и профессионального обучения

5.23. Методику разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания

5.24. Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий

5.25. Методологические и методические основы современного профессионального образования, ДПО и (или) профессионального обучения

5.26. Теорию и практику ДПО по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и (или) видам профессиональной деятельности, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт

5.27. Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных

5.28. Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции)

5.29. Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ ДПО.

5.30. Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам

5.31. Современное состояние области знаний и (или) профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)

5.32. Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения

5.34. Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам

  1. Преподаватель подчиняется непосредственно директору АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права».
  2. На время отсутствия преподавателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

 

  1. Должностные обязанности

 

В обязанности преподавателя входит:

  1. Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ ДПО;

- Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ ДПО;

- Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ ДПО.

- Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам ДПО.

- Консультирование обучающихся по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))

- Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

  1. Педагогический контроль и оценка освоения программы ДПО:

- Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии)

- Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии

  1. Разработка программно-методического обеспечения программы ДПО:

 

III. Права

 

Преподаватель имеет право:

  1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
  2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
  3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
  5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
  6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями

 

  1. Ответственность

 

Преподаватель несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015г. №608н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.