Правила пользования библиотекой

14 сентября 2021

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

по Соглашению о совместной деятельности

в научно-образовательной сфере

 

 

 

2020

 

  1. Общие положения

 

  • Правила пользования библиотекой (далее – Библиотека) Филиала Автономной некоммерческой организации Высшего Образования «Институт деловой карьеры» в Тюменской области (далее – Филиал) разработаны в соответствии с Федеральными законами РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», от 03.06.2009 № 119-ФЗ «О библиотечном деле», от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», иными соответствующими нормативными правовыми актами РФ, Уставом Автономной некоммерческой организации Высшего Образования «Институт деловой карьеры» (далее – Институт), Положением о Библиотеке, иными локальными нормативными актами, регламентирующими деятельность Филиала, Библиотеки Филиала.
  • Правила пользования Библиотекой регламентируют общий порядок организации и обслуживания читателей в Библиотеке, права и обязанности Библиотеки и читателей.
  • Режим работы библиотеки:
  • понедельник – четверг:с 8.30 до 17.00;
  • обед: с 12.30 до 13.00;
  • суббота, воскресенье – выходной.

 

  1. Права и обязанности пользователей

 

  • Пользователи обязаны соблюдать правила пользования Библиотекой.

2.2.    Обучающиеся, научно-педагогические работники Филиала (далее – пользователь, пользователи) имеют право бесплатно получать основные библиотечно-информационные услуги:

  • получать полную информацию о составе фонда Библиотеки через систематические каталог и картотеку (система «GS-Ведомости», модуль «Библиотека»)идругие формы библиотечного информирования;
  • получать на абонементеимеющиеся в фонде Библиотеки документы для временного пользования в читальном зале;
  • получать консультационную помощь в поиске и выборе информации;
  • продлевать в установленном порядке срок пользования документами из библиотечного фонда;
  • использовать в учебных и научных целях информационные сервисы сети «Интернет», компьютерную технику.
    • Пользователи Библиотеки обязаны бережно относиться к документам, полученным из фонда Библиотеки; возвращать их в установленные сроки; не выносить их из помещения Библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре; не делать в них пометок, подчеркиваний; не вырывать и не загибать страницы; не нарушать расстановки в фондах открытого доступа.
    • При получении книг, других произведений печати и иных материалов пользователи должны тщательно просмотреть их и, в случае обнаружения каких-либо дефектов, сообщить об этом библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу несет пользователь, получавший издание последним.
    • Пользователи обязаны предъявлять читательский билетдля получения изданий из фонда Библиотеки.
    • Читательский билет является документом, дающим право пользования Библиотекой. Читательский билет выдается всем обучающимсяФилиала при зачислении. Запись и обслуживание внешних пользователей Библиотеки осуществляется через читательский формуляр.
    • Пользователи не имеют права передавать читательский билет другому лицу, а также пользоваться чужим читательским билетом.
    • В случае утери читательского билета или при изменении индивидуальных данных пользователю следует обратиться в Библиотеку для их восстановления либо внесения изменений в читательский билет.
    • Ежегодно пользователи обязаны перерегистрировать читательские билеты с предъявлением всей числящейся за ними литературы в установленные Библиотекой сроки. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, Библиотекой не обслуживаются.
    • При выбытии из Филиала (академический отпуск, отчисление, в том числе в связи с окончанием Филиала и т. д.), переводе с одной формы обучения на другую пользователи обязаны вернуть в Библиотеку числящиеся за ними издания, оформить обходной лист.
    • Ответственность за несанкционированное использование полученных от Библиотеки копий документов несут пользователи Библиотеки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    • Пользователи обязаны использовать сеть «Интернет», компьютерную технику, предоставляемую Библиотекой, строго в учебных и научных целях.
    • Пользователи не имеют право подключать оборудование или устранять неисправности при работе с компьютерами, менять настройки на компьютерах, устанавливать или удалять программное обеспечение; подключать к компьютерам периферийные устройства, предварительно не проверив на наличие вирусов и не согласовав это с работником Библиотеки.
    • Пользователи обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка в Филиале, проявлять корректность по отношению к другим пользователям, выполнять требования работников Библиотеки.
    • За несоблюдение настоящих Правил пользования библиотекой пользователи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Института.
    • Пользователи имеют право обращаться с предложениями, замечаниями, жалобами к руководству Филиала по всем вопросам, касающимся улучшения работы Библиотеки.

 

  1. Права и обязанности библиотеки

 

  • Библиотека имеет право:
    • Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целью и задачами, указанными в Положении о библиотеке Филиала.
    • Определять условия использования библиотечного фонда и других информационных ресурсов библиотеки, а также режим доступа к ним.
    • Определять в соответствии с настоящими Правилами пользования библиотекой виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеке (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»).
  • Библиотека обязана:
    • В своей деятельности обеспечивать реализацию прав пользователей, установленных разделом 2настоящих Правил.
    • Обслуживать пользователей в соответствии с Положением о библиотеке Филиала и настоящими Правилами.
    • Информировать пользователей о всех видах предоставляемых Библиотекой услуг.
    • Обеспечить возможность пользоваться всем фондом Библиотеки.
    • Обеспечить доступ читателей к информации о составе библиотечного фонда и информационным ресурсам Библиотеки.
    • Совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей.
    • Обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей; оказывать пользователям помощь в подборе необходимой информации, консультировать по работе с систематическими каталогом и картотекой, электронно-библиотечными системами.
    • Проводить работу по воспитанию информационно-библиографической культуры, индивидуальные и групповые консультации.
    • Контролировать сроки возврата в Библиотеку выданных документов. Производить очередную выдачу литературы только после получения от читателей ранее выданных изданий и документов, срок пользования которыми истек.
    • Создавать и поддерживать в Библиотеке комфортные условия для работы пользователей.
    • В целях исключения возможности массового распространения экстремистских материалов осуществлять проверку фонда на предмет наличия в нем документов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов, опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации от 27.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

 

  1. Порядок записи пользователей

 

4.1.    Запись в Библиотеку научно-педагогических работников Филиала производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

4.2.    Запись студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения производится на основании Приказа о зачислении в Филиал.

4.3.    Читательский билет является единственным документом, дающим право пользования Библиотекой обучающимися.

4.4.    При записи в Библиотеку пользователи должны ознакомиться с настоящими Правилами и подтвердить обязательство их выполнения, расписавшись в читательском формуляре.

 

  1. Порядок пользования читальным залом

 

5.1.    При заказе изданий из фонда читального зала пользователи предъявляют читательский билет и при получении изданий расписываются на книжном формуляре. Книжный формуляр и читательский билет являются документами, удостоверяющими дату и факт выдачи и возврата документа пользователем.

5.3.    Энциклопедии, справочные издания, редкие, ценные и единичные издания, авторефераты диссертаций, периодические издания выдаются только в читальный зал.

5.4.    Выносить издания из читальных залов запрещено.

 

  1. Порядок пользования абонементом

 

6.1.    Право пользования абонементом предоставляется студентам Филиала очной, очно-заочной, заочной форм обучения, научно-педагогическим работникам Филиала. Внешние пользователи обслуживаются в режиме читального зала.

6.2.    Учебные издания выдаются сроком на один семестр. Научные и литературно-художественные издания выдаются студентам очной формы обучения, преподавателям, работникам Филиала на 10 дней. Литература, пользующаяся повышенным спросом, – на 3 дня.

6.3.    Пользователи могут продлить срок пользования взятыми на дом изданиями, если на них нет спроса со стороны других пользователей.

6.4.    По окончании учебного года обучающиеся должны сдать все числящиеся за ними издания. Научно-педагогические работники Филиала в конце или начале учебного года обязаны перерегистрировать все числящиеся за ними издания.

6.5.    Не подлежат выдаче на дом издания, оставшиеся в фонде Библиотеки в единственном экземпляре.

 

Приложение № 2

к доп.соглашению о сотрудничестве

 

Приложение № 2

к доп.соглашению о сотрудничестве

 

       Направление  в Библиотеку

 

 

ф.и.о., слушателя

___________________________________________________________________

 

АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права», проходящий обучение по программе дополнительной профессиональной подготовки (повышения квалификации)_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  с       «           » _______________ 20___г.     по                «          » ___________________ 20___г.

Направляется в библиотеку Автономная некоммерческая организация Высшего Образования «Институт деловой карьеры»  (Филиал АНО ВО «ИДК» в Тюменской области) по адресу: г. Тюмень, ул. Амурская,75 (Соглашение о сотрудничестве).

 С правилами пользования библиотекой ознакомлен: _______________ (           Ф.И.О.        )

                                                                                                                

 

Директор  ___________________         (          Ф.И.О.              )    

 

М.п.                                     

Положение об учебно-методическом кабинете

14 сентября 2021

ПОЛОЖЕНИЕ

о учебно-методическом кабинете

АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права»

 

 

Тюмень 2020

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о методическом кабинете

АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права»

 

  1. Общие положения.

1.1. Методический кабинет является учебно-вспомогательным подразделением. Его деятельность направлена на содействие повышению качества обучения слушателей, изучение и распространение положительного педагогического опыта.

 

1.2. В Кабинете могут проводиться занятия по методического совета, занятия по служебной подготовке, заседания предметно-методических комиссий кафедр, пробные, открытые, показательные занятия молодых преподавателей, индивидуальные собеседования, консультации, самостоятельная работа слушателей и другие мероприятия.

 

1.3. Работу Кабинета осуществляет преподаватель Центра, назначенный приказом по организации, на которого возлагаются обязанности по организации работы учебно-методического кабинета и сохранность имущества и оборудования Центра, находящегося в учебно-методическом кабинете.

 

1.4. Деятельность Кабинета организуется в соответствии с реализацией образовательных программ дополнительного профессионального образования и общими требованиями к режиму работы организации и рабочего времени.

1.5. Функционирование кабинета строится в соответствии с планом учебного процесса на учебный год.

1.6. Материальную ответственность за инвентарь, наглядные пособия, технические средства, литературу и другие материалы, находящиеся в кабинете, несет преподаватель-методист.

1.7. Текущий контроль за работой учебно-методического кабинета руководитель Центра.

 

  1. Цели и задачи работы Кабинета.

         2.1. Целью работы Кабинета является учебно-методическое, информационное обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными требованиями.

         2.2. Задачи Кабинета:

        2.2.1. Оказание помощи профессорско-преподавательскому составу в организации учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы со слушателями.

 

2.2.2. Обеспечение ППС и слушателей новыми учебно-методическими материалами для обеспечения образовательного процесса, проведения учебных консультаций и индивидуальных занятий слушателей по индивидуальному плану.

 

2.2.3. Учет, хранение и использование ППС и обучаемыми учебно-методических материалов по реализуемым образовательным программам Центра, в том числе:

- научно-методической литературы,

- письменных заданий для слушателей (задач, тестов), тематики контрольных вопросов, тем рефератов и/или докладов, вопросов для самоконтроля, тематики итоговых  контрольных испытаний для междисциплинарного экзамена, а также методические рекомендации  для выполнения заданий по самостоятельной работе слушателей, образцов документов используемых в практической деятельности;

- использования технических средств обучения и оборудования, в том числе компьютеров, оргтехники, видеоаппаратуры, звуковоспроизводящих устройств, телекоммуникационных ресурсов для проведения занятий, в том числе электронного обучения в формате онлайн.

3.Организация работы методического кабинета.

         3.1. Работа Кабинета организуется  на основе приказа Центра.

         3.2. Время работы Кабинета определяется графиком работы Центра в соответствии с распорядком и расписанием занятий.режимом деятельности

 

3.4. В методическом кабинете кафедры ведется и находится следующая учебно-программная документация:

- план работы методического кабинета на год;

- образовательные программы;

- дело (накопитель) с материалами протоколов методического совета, пробных, открытых, показательных занятий ППС;

- рефераты, научные работы слушателей;

- учет выполняемой учебной нагрузки ППС кафедры.

 

3.5. Состояние работы Кабинета раз в год рассматривается на заседании методического совета филиала.

 

3.6. По итогам работы Кабинета за год составляется отчет, основные положения которого отражаются в отчете учебного отделения.

 

4.Материально-техническое оснащение

4.1. Кабинет оборудуется и оснащается в соответствии с потребностями организации обеспечения образовательного процесса и создания условий для эффективного освоения обучаемыми програмого материала учебных дисциплин.

 

4.2. Фонды методической, научно-педагогической литературы Кабинета дополняют библиотечный фонд библиотеки (читального зала)  Автономной некоммерческой организации Высшего Образования «Институт деловой карьеры»  (Филиал АНО ВО «ИДК» в Тюменской области), в соответствии с утвержденными правилами пользования слушателями, проходящими обучение в Центре.

Медиация в сфере межнациональных и межконфессиональных (религиозных) отношений

14 сентября 2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

«Медиация в сфере межнациональных и межконфессиональных (религиозных) отношений»

 (18 часов)

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана:

АНО «Западно-Сибирский региональный

 Центр медиации и права»

 

 

 

 

 

 Тюмень - 2018

 

 

  1. Пояснительная записка

 

В соответствии со Стратегией   государственной   национальной  политики  Российской Федерации на  период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года №1666 целью государственной национальной политики современной России является сплочение многонационального российского общества в единую политическую нацию на основе патриотических ценностей и социальной солидарности, которая предусматривает:

а) упрочение  общероссийского  гражданского   самосознания   и духовной общности многонационального  народа  Российской  Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия  народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;г) обеспечение равенства прав и свобод человека  и  гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения  к  религии  и других обстоятельств; д) успешная социальная и  культурная  адаптация  и  интеграция мигрантов.

 Одним  их механизмов  реализации  данной стратегии является  развитие  и  более  глубокое  внедрение  института медиации (Федеральный закон №193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"  вступил в  законную силу  с 01 января 2011 года)  в  культурно-правовое  пространство России.

Медиация  – это  способ коммуникации по профилактике и разрешению противоречий и разногласий между различными представителями различных социальных и этноконфессион  форма  посредничества, в  которой   роль медиатора, как беспристрастной  третьей стороны, заключается в содействии сторонам конфликта выработки взаимоприемлемого  и жизнеспособного  решения.

            Одним  из  направлений  медиации  является этномедиация  -  медиация в сфере межнациональных отношений.

Этномедиация — это медиативный процесс, дополненный осознанным вниманием к культурным различиям и особенностям культур представителя  каждого конкретного народа, вовлеченного в  межэтнический  конфликт.

Медиативные технологии – способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в  повседневной, в том числе профессиональной сферах с целью сохранения(восстановления) отношений с другой стороной и выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы всех сторон, решений, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтов с использованием  инструментов и технологий медиации. 

Медиативные технологии могут быть использованы специалистами, работающими в области культуры и образования, представителями и лидерами общественных национальных и религиозных объединений, волонтерами, а также государственными и муниципальными служащими,  с целью предупреждения, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между представителями разных национальностей, разных групп и разных этносов. Использование медиативных технологий сотрудниками государственных и муниципальных органов и учреждений позволит, во-первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во-вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта является более низкой, чем в случае скоротечного конфликта.

Программа является дополнительной профессиональной образовательной программой  повышения квалификации широкого круга лиц, в том числе: государственных и муниципальных служащих, работников социально-образовательной сферы, лидеров и представителей общественных национальных и религиозных организаций и объединений, а также для всех представителей институтов гражданского общества и активных граждан.

 Основными задачами курса являются:

1. ознакомление слушателей с новационными способами эффективной коммуникации (медиативными технологиями) при возникновении разногласий и конфликтов в самых разных сферах общественных отношений;

2.  Обучение основам применения техник разрешения конфликтов (повышение уровня правовой грамотности):

— представителей общественных национальных и религиозных объединений;

—   руководителей и лидеров СО НКО;

—   активных граждан, волонтеров;

 — должностных лиц и представителей муниципальных учреждений, органов образования и культуры непосредственно взаимодействующих с представителями национальных образований, в целях, чтобы конфликты, возникающие в сфере экономических, бытовых или межличностных отношений не приобретали бы окраски межнациональных или межрелигиозных.

Обучение  проводится с применением основных видов занятий, включая лекции, практические занятия, решение практических ситуаций, норм права, тестов и анализа административной и судебной практики.

 

 1.1.1. Законодательные и нормативные правовые акты, в соответствии с которыми разрабатывалась программа повышения квалификации:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  4. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национальнокультурной автономии»;
  5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
  7. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  8. Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
  9. Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

10.Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

11.Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

12.Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; 13.Федеральный закон от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

14.Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»;

15.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

16.Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; 17.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»;

18.Постановление Правительства Ленинградской области от 21 апреля 2014 № 143 «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации 2 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Ленинградской области на 2014-2015 годы»;

19.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 № 132- р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

20.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

21.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 № 1226- р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

22.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»;

23.Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 (Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»);

24.Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года;

25.Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

  1. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

27.Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.З28.

Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 318 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области»;

  1. Постановление Администрации города Тюмени от 25.01.2016 N 6-пк «Об утверждении Положения об общественной палате муниципального образования городской округ город Тюмень»;
  2. Постановление Администрации города Тюмени от 12.02.2018 N 48-пк «Об определении специально отведенных мест и определении перечня помещений для проведения встреч депутатов с избирателями, а также об утверждении порядка предоставления таких мест и помещений»;
  3. Распоряжение Администрации города Тюмени от 02.06.2014 N 317-рк «Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение межнационального и межконфессионального согласия на территории города Тюмени на 2014 - 2022 годы»;
  4. Распоряжение Администрации города Тюмени от 03.03.2014 N 132-рк «Об утверждении плана мероприятий Администрации города Тюмени по реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  5. Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879/06 «О документах о квалификации».

 

1.1.2. Общая характеристика дополнительной образовательной программы:

1.1.2. Тип дополнительной профессиональной программы: программа повышения квалификации (далее - программа).

1.1.3. Программа направлена на совершенствование коммуникативных компетенций, необходимых для осуществления профессиональных функций лицами, находящимися (состоящими) на государственной и/или муниципальной службы, специалистов образовательно-культурной сферы, органов муниципальной власти, лидеров и представителей общественных национальных организаций и объединений, лидеров и представителей религиозных организаций и объединений Тюменской области, а также активных граждан, вовлеченных в сферу межкультурных национальных отношений.

1.1.4. К освоению программы допускаются: государственные и муниципальные служащие,  лидеры и представители национальных и религиозных организаций и объединений, а также представители иных общественных организаций и активные граждане, без ограничений.   

1.1.5. Срок освоения программы: 18 часов. Структура программы включает четыре темы (раздела) после освоения которых, по итогам текущей аттестации выставляется итоговая аттестация с оценкой «зачтено».

1.1.6. Форма обучения: очная.

1.1.7. Категория обучающихся: без ограничения - специалисты государственной и/или муниципальной службы, образовательно-культурной сферы, органов муниципальной власти, лидеров и представителей общественных национальных организаций и объединений, лидеров и представителей религиозных организаций и объединений Тюменской области, а также активных граждан, вовлеченных в сферу межкультурных национальных отношений.

 1.1.8. Формы аттестации обучающихся: текущая и итоговая аттестация.

1.1.9. Документ о квалификации: лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствие с законодательством российской Федерации.

1.2. Цели обучения:

Приобретение новых знаний и дополнительных профессиональных и межкультурных компетенций в области профессиональной деятельности и межкультурной коммуникации.

 

1.3. Планируемые результаты обучения:

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для достижения целей, указанных в настоящем разделе:

Слушатель должен знать:

- понятие межнациональной среды, мультикультурного пространства, исторические предпосылки многонациональных государственных и общественных образований, организаций, государств и межгосударственных союзов и объединений.

- понятие и сущности межнациональных отношений на территории Российской Федерации и Тюменской области;

-основные направления и содержание государственной национальной политики РФ;

- понятие межнационального конфликта, их черты и характерные признаки;

основные виды правонарушений и преступлений, совершаемых в данной сфере;

- нормативно-правовую основу формирования межнациональной политики Российской Федерации и регулирования сферы межнациональных и межрелигиозных отношений;

- понятие, сущность, правовую основу и принципы медиации как альтернативного способа урегулирования и профилактики конфликтов;

-понятие и основные формы профилактики правонарушений в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

-порядок действий по предотвращению конфликта между участниками социальных отношений различных национальностей, при возникновении противоречий и разногласий между ними.

 

Слушатель должен уметь:

-анализировать и понимать смысл норм действующего законодательства РФ и нормативных правовых актов, регламентирующих государственную национальную политику;

- определять признаки антисоциальных проявлений, возникающих на почве межнациональных и межрелигиозных отношений;

-предупреждать действия, которые могут причинить вред общественным отношениям в сфере межнациональных отношений;

-выделять основные направления и сферы социальных отношений формирования противоречий в обычной, повседневной жизни: межнациональных трудовых коллективах, сферах экономической и предпринимательской деятельности, а также в межконфессиональных семьях;

- принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта на почве межнациональных или межрелигиозных отношений;

-использовать медиативные технологии при профилактике конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве.

- применять этические основы поведения и взаимодействия с гражданами лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе.

 

В результате совершенствования указанных компетенций слушатель получает возможность реализовать в своей профессиональной и/или иной, в том числе, общественной деятельности следующие действия:

 

- анализировать и понимать смысл норм действующего законодательства РФ и нормативных правовых актов, регламентирующих государственную национальную политику;

- определять признаки антисоциальных проявлений, возникающих на почве межнациональных и межрелигиозных отношений;

-предупреждать действия, которые могут причинить вред общественным отношениям в сфере межнациональных отношений;

-выделять основные направления и сферы социальных отношений формирования противоречий в обычной, повседневной жизни: межнациональных трудовых коллективах, сферах экономической и предпринимательской деятельности, а также в межконфессиональных семьях;

- принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта на почве межнациональных или межрелигиозных отношений;

-использовать медиативные технологии при профилактике конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве;

- применять этические основы поведения и взаимодействия с гражданами лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе.

 

1.4. Требования к уровню подготовки поступающего на обучение,

необходимые для освоения программы.

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу должны соответствовать требованиям, предъявляемым  к государственным или муниципальным служащим.

 

1.5. Тематический план дисциплины (курса)

Тематический план

Тема

всего

лекции

практические

СРС

Форма контроля

Этнокультурная ситуация в Тюменской области

 

2

1

1

 

Тестирование

Медиация как социально – правовой способ разрешения споров и профилактики конфликтов.

 

6

3

3

 

Тестирование, решение практических ситуаций

Инструменты и техники медиации – медиации: «Коммуникация в споре»

 

4

2

2

 

Разбор практических ситуаций

4. Медиация в  межкультурных коллективах и семейной сфере

4

2

2

 

Решение практических ситуаций

Аттестация

2

 

 

 

дискуссия

ВСЕГО                                             

18

8

8

 

 

 

 

1.6. Календарный учебный график

Календарный учебный график представлен в расписании курсов.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

2.1. Материально-технические условия реализации программы

 Наличие:

- специализированных аудиторий

-технического программного обеспечения и оборудования, в том числе,   компьютера, мультимедийного проектора, экрана, доски и других.

- совокупность информационных технологий: электронный образовательный ресурс, технические средства (ауди-видео) проведения занятий.

Виды занятий: лекции, практические (семинары, практические занятия, дискуссии).

 

2.2. Форма организации образовательной деятельности.

2.2.1. Формат программы основан на тематическом принципе представления содержания образовательной программы и содержит 4 раздела (темы) учебной дисциплины.

2.3. Условия реализация программы:

2.3.1. Обучение по программе осуществляется на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение слушателя, зачисляемого на обучение и/или на льготной/безвозмездной основе.

2.3.2. Обучение осуществляется непрерывно.

2.3.3. При реализации программы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, в том числе, телекоммуникационные сети «Интернет». Местом обучения является место нахождения организации.

 

2.4. Ресурсы для реализации программы:

2.4.1. Профессиональный штат аккредитованных педагогических работников,  осуществляющих деятельность на основе договора и имеющих необходимый профессиональный уровень подготовки, научно-педагогической и профессиональной деятельности в области образования.

2.5. Иные условия реализация программы:

2.5.1. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации и в согласованные сроки, в том числе, с применением элементов дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

2.5.2. Образовательный процесс осуществляется в течение всего календарного года с учетом сроков набора групп или по индивидуальному плану.

 

  1. Рабочая программа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ (Тема 1)  Этнокультурная ситуация в Тюменской области

 

Подходы к понятию этноса и этнической идентичности. Модель этнического конфликта: факторы, формы, феномены.

Этнокультурный состав населения Тюменской области. Факторы, влияющие за взаимоотношения между этническими и конфессиональными группами в Тюменской области. Самоорганизация этнических и конфессиональных групп в Тюменской области.

 

РАЗДЕЛ (Тема 2) Медиация как социально – правовой способ разрешения споров и профилактики конфликтов.

Возможности использования медиативных технологий в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

 

Понятие и правовые основы, принципы и содержание процедуры медиации как способа урегулирования споров и профилактики конфликтов. Особенности и преимущества процедуры медиации в сравнении с традиционными способами разрешения споров. Судебная практика и опыт применения медиации в деятельности судов Тюменской области.

Возможности применения медиативных технологий в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Медиация как механизм согласования противоречивых интересов в сфере межнациональных отношений в процессе взаимодействия  участников этнокультурных отношений, а также с органами исполнительной         власти.

Использование техник медиации в деятельности общественных этнокультурных организаций и объединений в механизме профилактики конфликтов, возникающих на бытовой, экономической или межличностной основе для исключения возможности придания таким конфликтам межнационального или межрелигиозного характера.

 

РАЗДЕЛ (Тема 3  Инструменты и техники медиации – медиации: «Коммуникация в споре»

Понятие коммуникации и инструменты медиации.  Понимание в коммуникации. Техники понимания. Конструирование вопроса. Формы вопросов. Факторы, которые снижают эффективность коммуникации.

 

РАЗДЕЛ (Тема4) Медиация в  межкультурных коллективах и семейной сфере

Понятие межкультурной межнациональной среды, история и содержание, принципы и основные направления формирования.

Социальная сфера как объект медиативных технологий.

Семейно-правовые отношения и применение медиации в семьях с различным подходом воспитания детей, основанном на различном   религиозном  вероисповедании родителей.

 

 

  1. Система оценивания: формы текущего и итогового контроля

4.1. Система оценивания

Систему оценивания определяют текущий и итоговый контроль, которые осуществляются в процессе освоения учебного материала программы дисциплины.

Формы текущего и итогового контроля определены исходя из новационных методов коммуникаций и нового вида профессиональной деятельности по профилактике и урегулированию правовых споров и конфликтов, возникающих в сфере мультикультурных отношений, по итогам обучения которой выставляется оценка «зачтено».

4.1. Формы текущего контроля по темам определяются как проведенные во время занятий: участие слушателей в обсуждении вопросов по разделу курса, участие в разборе практических примеров или публичное выступление с сообщением на тему из перечня примерных контрольных вопросов по дисциплине.

Форма текущего контроля определяется преподавателем как устный ответ на вопрос по теме или всему разделу учебной дисциплины, обсуждение вопросов темы, участие в дискуссии по обсуждаемым вопросам.

Участие слушателя в занятиях и выполнение установок – устных и/или письменных заданий преподавателя, определяет освоение обучаемым программного материала и оценку «зачтено» в системе оценивания текущего и итогового контроля.

 

4.1.1. Контрольные вопросы для обсуждения (дискуссии).

 

Тематика докладов (творческих проектов) Базовый уровень

  1. Две концепции этничности в отечественной науке: «школа Бромлея» и «школа Тишкова».
  2. Использование понятия «нация» в новейших политических документах: опыт дискурс-анализа.
  3. Гражданская идентичность современного человека.
  4. Межкультурный диалог в условиях современной глобализации.
  5. Факторы и особенности формирования общероссийской идентичности.
  6. Межнациональный диалог как фактор стабильности и межэтнического согласия.
  7. Основы федеративного устройства России в сравнительном анализе с устройством других федеративных государств.
  8. Проблема сепаратизма: российская специфика. 49
  9. Историко-культурные и социально-политические предпосылки конфликтной напряженности в северокавказском регионе.
  10. Политика федерального центра по урегулированию конфликтов на Северном Кавказе: итоги и перспективы.
  11. Этноконфликтная ситуация в г. Ставрополе.
  12. Эффективность мониторинговых исследований этнических конфликтов в Ставропольском крае.
  13. Влияние результатов конфликтологической экспертизы на реальную этнонациональную политику государства.
  14. Основные этнополитические, этноконфессиональные проблемы и конфликты в Ставропольском крае.
  15. История этнонациональных и этноконфессиональных отношений на территории Ставропольского края. 16.Этнонациональные и этноконфессиональные отношения на Ставрополье: футурологический аспект проблемы. 17. Факторы, препятствующие эффективному формированию общероссийской гражданской идентичности на Северном Кавказе.
  16. Соотношение этнической и гражданской идентичностей у северокавказской молодежи.
  17. Насколько патриотичен Северный Кавказ?
  18. Две концепции нации в отечественной науке: сравнительный анализ.
  19. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: угрозы национальной безопасности.
  20. Конфессиональная структура населения северокавказских республик.
  21. Основные причины этнических конфликтов и напряжений на востоке Ставропольского края. 24. Этноконфликтологический мониторинг: основные задачи.
  22. Основные методы диагностики этноконфликтной напряжѐнности.
  23. «Этническая идентичность» и «гражданская идентичность»: сущность и соотношение понятий.
  24. Межнациональный диалог как фактор стабильности и межэтнического согласия на Северном Кавказе.
  25. Формирование общероссийской идентичности: факторы и особенности.
  26. Общероссийская национальная идея как альтернатива идеологии терроризма
  27. Соотношение глобальной, национальной и этнической культур.

 

 

4.2. Форма итогового контроля определяется совокупностью успешных промежуточных аттестаций по разделам курса, по результатам которых экзаменуемый слушатель аттестуется в недифференцированной форме с оценкой -  зачтено или незачтено.

Слушатель, принимавший участие в учебных занятиях, обсуждении возникающих в ходе их проведения вопросов, обоснования и аргументации выводов по учебным и практическим ситуациям, в том числе, по итогам публичных устных  выступлений (сообщений, докладов, рефератов), выполнения тестовых и иных заданий, в результате которых он получил текущую и в результате этого промежуточную аттестацию – допускается (автоматически) по совокупности освоенных разделов учебной дисциплины к итоговой аттестации.

 

4.3. Оценочные материалы текущей и итоговой аттестации.

В качестве основных оценочных средств в процессе обучения используются: устный опрос, обсуждение дискуссионных вопросов (дискуссия/круглый стол).

Обязательным условием для аттестации по каждой теме является непосредственное участие слушателя на учебных занятиях и обсуждение на них текущих вопросов.

 

4.3.1. Оценочные материалы текущей аттестации.

В качестве основных оценочных средств в процессе обучения используются: устный опрос, обсуждение дискуссионных вопросов.

Текущая аттестация определяется по дисциплине как непосредственное участие слушателя на аудиторных занятиях, обсуждение вопросов темы, выполнение текущих заданий, выполнение и решений практических ситуаций.

 

4.3.2. Оценочные материалы итоговой аттестации.

4.3.2.1. Итоговая аттестация осуществляется после освоения всего содержания программы и успешной текущей аттестации.

4.3.2.2. Итоговая аттестация проводится по текущей успеваемости после освоения слушателями основной части программного материала.

              Прохождение итоговой аттестации как одного из главных показателей эффективности обучения слушателей и принимает решение о выдаче слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, документа об обучении  установленного образца - удостоверения о повышении квалификации.

 

4.3.2.3. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы (отчисленным), выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права».

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

5.1. Учебно-методическое обеспечение составляют:

5.1.1. материально-технические средства, в том числе, компьютеры, оргтехника, ауди-видео аппаратура (видеокамера, звуковые колонки, экран и др.)

5.1.2. материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом, привлекаемым для проведения занятий, в числе которых, перечень примерных вопросов для контроля (собеседования), материалы для самоконтроля, раздаточный материал, презентации и иные наглядные электронные (видео) материалы  и презентации по отдельным темам, используемые профессорско-преподавательским составом.

 

5.2. Учебно-информационное обеспечение

Перечень основной и дополнительной литературы содержит источники, которые имеются в открытом и свободном доступе публичных научных и периодических изданий, информационных электронных ресурсов в свободном доступе системы «Интернет», а также  в библиотечном фонде  (читального зала) библиотеки «Московский институт государственного управления и права»), согласно договора о Сотрудничестве в научно-образовательной сфере от 06.сентября 2017 года, дополнительного соглашения и Правил пользования библиотекой. Перечень специальной литературы предложен с учетом электронных изданий (копий) находящихся в методических материалах и электронном ресурсе АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права.

 

 

 

5.2.1. Перечень нормативно-правовых актов, основной и дополнительной литературы

5.2.2.1. федеральные законы и нормативные акты

  1. 1 Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  4. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национальнокультурной автономии»;
  5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
  7. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  8. Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
  9. Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

10.Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

11.Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

12.Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; 13.Федеральный закон от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

14.Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»;

15.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

16.Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; 17.Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»;

18.Постановление Правительства Ленинградской области от 21 апреля 2014 № 143 «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации 2 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Ленинградской области на 2014-2015 годы»;

19.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 № 132- р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

20.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

21.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 № 1226- р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

22.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»;

23.Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 (Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»);

24.Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года;

25.Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

  1. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

27.Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.З28.

Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 318 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области»;

  1. Постановление Администрации города Тюмени от 25.01.2016 N 6-пк «Об утверждении Положения об общественной палате муниципального образования городской округ город Тюмень»;
  2. Постановление Администрации города Тюмени от 12.02.2018 N 48-пк «Об определении специально отведенных мест и определении перечня помещений для проведения встреч депутатов с избирателями, а также об утверждении порядка предоставления таких мест и помещений»;
  3. Распоряжение Администрации города Тюмени от 02.06.2014 N 317-рк «Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение межнационального и межконфессионального согласия на территории города Тюмени на 2014 - 2022 годы»;
  4. Распоряжение Администрации города Тюмени от 03.03.2014 N 132-рк «Об утверждении плана мероприятий Администрации города Тюмени по реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  5. Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 № АК-1879/06 «О документах о квалификации».

 

5.2.2.2. Основная и дополнительная литература

Абдулатипов Р. Национальная политика России на Кавказе: Концептуальное видение // Власть. 1998, № 1. С. 3-9.

  1. Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. М.: Славянский диалог. 1997. 111 с.
  2. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2 ч. / Под ред. Шаповалова В.Н. Ставрополь, 1996. Ч. 1, 153 с. Ч. 2, 168 с.
  3. Айрапетова Н. Проблема терроризма в России тесно связана с нелегальной миграцией // Независимая газета, 02.10.99 г.
  4. Алехин В.А. Интеллигенция и национальный интерес // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Иваново, 1998. С. 115-117.
  5. Амелин В.В. Этнополитические конфликты: Типы и формы проявления, региональные особенности // Credo. 1997, № 1. С. 54-64.
  6. Антонос Г. Империя и национальное государство: история и современность // Политическая наука: (Теория. Ретроспектива исследований). М., 1995. С. 83112.
  7. Баграмов Э. Нация, национальная идея и национальная политика // Евразия: Народы. Культуры. Религии. М. 1997, № 1/2. С. 44-53.
  8. Барановский В. Внутренние и внешние конфликты России // Ежегодник СИПРИ SIPRY yearbook: Вооружение, разоружение и международная безопасность. М., 1997. С. 168-194.
  9. Басалай А. К вопросу о диалектике развития и сближения наций // Диалог. 1996, № 12. С. 8-17.
  10. П.БициллиП. Нация и государство//Рубежи. 1997, №4. С. 120-135.
  11. Богина И.И., Козлов В.И., Нитобург Э.П., Фурсова Л.С. Национальные процессы и национальные отношения в странах Западной Европы и Северной Америки // Советская этнография. 1975, № 5.
  12. Болотопов В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России. Нальчик, 1997. 158 с.
  13. Боришполец К., Ружинская Т., Степанова Т. Политическое будущее России в свете тенденций этнонационального развития. М.: МГИМО, 1996. 90 с.
  14. Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ. Современный политический опыт в политическом контексте // Полис. 1998, № 3. С. 192-203.
  15. Бородай Ю. От этнического многообразия к национальному единству // Россия на новом рубеже. М., 1995. С. 110-132.
  16. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 1994.
  17. Бочарова O.A., Гудков Л.Д. Иерархия этнических установок населения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1994, № 1. С. 17-19.
  18. Брычков A.C. Национальная безопасность России и проблемы формирования государственной идеологии // Вестник Межд. инф. ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам при ИСПИ РАН. М., 1998. № 2. С. 95-104.
  19. Вызов Л. Россия: империя или национальное государство // Неизбежность империи. СПб., 1996. 210 с.
  20. Вызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания. Автореф. дис. . д-ра психол. наук. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 1996. 36 с.
  21. В поисках парадигмы нации: (Нациологические очерки) / Под ред. Болотекова В.Х., Семенова В.М. Москва-Нальчик, 1997. 259 с.
  22. Вдовин В.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России // Кентавр. 1994, №№ 1-3.
  23. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: (Материалы международного симпозиума, 18-20 апреля 1994) / Российский независимый институт социальных и национальных проблем и др. М., 1994. Ч. 1-170 е.; Ч. 2-168 с.
  24. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998, №4. С. 3-26.
  25. Винтин И.А. Проблема психоэтнической идентификации в России // Бахтин и время: IV Бахтинские чтения. 20-21 ноября 1997 г. Саранск, 1998. С. 13-16.
  26. Ворончихин A.C., Шевцов А.Г. Национальная проблема и внутренний мир человека//Национальная проблема: пути решения. Ижевск, 1997. С. 78-94.
  27. Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России: Сб. научн. статей. Саранск, 1996. 44 с.
  28. Гасанов H.H. О культуре межнационального общения // Социально-политический журнал. 1997, №3. С. 232-237.
  29. Гончарова С.М. Государственность и нация // Материалы февральских чтений гуманитарного факультета. Сыктывкар, 1997. С. 15-17.
  30. Готтлиб Г. Нации без государств // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон. 1995, №43.44.
  31. Гудков Л.Д. Этнические проблемы в России: возможность систематических исследований // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1993, № 6. С. 8-15.
  32. Гудков Л.Д. Этнические стереотипы населения: Сравнение двух замеров // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1995, №3. С. 14-16.
  33. Гусейнов A.A. "Свои" и "чужие": Преодолеть каннибальскую этику // Культура и судьбы мира. М., 1997. С. 156-157
  34. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ: Алания, 1994. 263 с.
  35. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1996. 224 с.
  36. Доброхотова Т.В. Национальный характер и его роль в истории России // II Державинские чтения. Тамбов, 1996. С. 11-12.
  37. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997, № 4. С. 75-86.
  38. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: Актуальные проблемы теории, истории и современной практики: Этнополитологический очерк. СПб., 1995. 199 с.
  39. Дробижева Л.М. Демократизация и национализм в Российской Федерации 90-х годов//Россия и мусульманский мир. 1997, №7. С. 21-27.
  40. Дробижева Л.М. Этнические конфликты // Политические исследования. 1994, №2.
  41. Евразия: Народы. Культуры. Религии. 1997, №1/2. С. 44-53.
  42. Ермошина И.И. О некоторых тенденциях развития этнического возрождения // Вестник Ставропольского государственного педагогического ун-та. Социально-гуманитарные науки. Ставрополь, 1998, вып. 13. С. 91-97.
  43. Жители Хакасии о своей жизни. Абакан, 1994. 36 с.
  44. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 1997. 286 с.
  45. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика // ОНС: Общественные науки и современность. 1997, № 4. С. 115-122.
  46. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996, № 12. С. 23-32.
  47. Золотова Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1997. 22 с.
  48. Зотов В. Национальное самоопределение "вплоть до." // Свободная мысль. 1997, №4. С. 58-64.
  49. Зотов В. Предыстория распада. Межнациональные конфликты глазами этносоциолога // Родина. Российский историко-публицистический журнал. 1994, №5.
  50. Ибрагимбейли Хаджи-Мурат Национальная политики России в северокавказских жерновах // Независимая газета, 07.09.98 г.
  51. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Национально-историческая самобытность как фактор самоопределения человека и общества // Credo. 1997, № 2. С. 4650.
  52. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в регионах России и СНГ. М.: ИСПИРАН. 34 с.
  53. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1998.
  54. Иванов В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения (по материалам социологических исследований). М.: ИСПИ РАН, 1998. 75 с.
  55. Иванов В.Н. Россия федеративная (кризис и пути его преодоления). М., 1999.
  56. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.
  57. Исламишина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: Социологический очерк. Казань: Изд-во Казанского государственного техн. ун-та им. А.Н. Туполева, 1996. 247 с.
  58. Калинина Ю. Доколе евреи будут нами править // Московский комсомолец, 18.06.99 г.
  59. КандельП. О национализме с "человеческим лицом". М.: Pro ex contra. 1998. Том 3, № 3.
  60. Катасонов В.Н. Великодержавность: Геополитика и психология // Москва. 1998, №4. С. 82-96.
  61. Кацнер М. Новые подходы к проблеме. Какой быть миграционной политике России // Независимая газета. 13.04.99 г.
  62. Келле В. Национализм и будущее России // Альтернативы = Alternatives. М., 1996. Вып. 1. С. 70-88.
  63. Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: ИЭ РАН, 1994. 178 с.
  64. Конфликты и согласие в современной России: (социально-философский анализ). М.: ИФ РАН, 1998. 160 с.
  65. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et contra. Москва, 1997. Т. 2, № 3. С. 185-203.
  66. Костин P.A. Этническая избирательность и миграция // Социология и социальная антропология: Межвузовский сборник в 60-летию со дня рождения А.О. Бороноева. СПб.: Алетейя, 1997. 433 с.
  67. Кудрявцев И.Е. "Национальное Я" и политический национализм // Полис. 1997, №2. С. 77-94.
  68. Кузеев Р.Г. О разработке научных основ национальной политики в Российской Федерации // Расы и народы. 1997, № 24. С. 187-195.
  69. Кулешова Н.С. Национальное и националистическое в сознании и самосознании: современные теоретические подходы и реалии. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. 24 с.
  70. Кучкин Б.К. Мировоззрение и обыденное сознание // Антропологический подход в образовании: методологические аспекты. Материалы межвузовской научной конференции, 28 мая 1998 г. Оренбург, 1998. С. 13-15.
  71. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1995. 4.2. 71 с.
  72. Линд М. В защиту либерального национализма // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон. 1995, № 43-44.
  73. Лузенина И.Н. Языковая картина мира: К проблеме национальной спецификации языка и мышления // Духовная сфера деятельности человека. Саратов, 1996. С. 28-31.
  74. Майборода Э.Т. Место суперэтноса в этнической истории человечества. Российский суперэтнос миф или реальность // Вестник Ставропольского государственного педагогического ун-та. Социально-гуманитарные науки. Ставрополь, 1998, вып. 13. С. 85-90.
  75. Малиновская Е. Предупреждение межнациональных конфликтов цель и средство государственного строительства на Украине: Законодательная база и административная практика // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 2. М., 1997. С. 114-139.
  76. Малькова В.К. Москва многонациональная: конфликт или согласие? М.: ИЭиА РАН. М„ 1998.28 с.
  77. Малькова В.К. Пресса как фактор формирования этнической идентичности (по материалам газет Башкортостана) // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: ИЭ РАН, 1994. С. 93-109.
  78. Мартьянов Е.Д. Этнос, нация, национальность: о содержании понятий // Социальная антропология на пороге XXI века: Тезисы и материалы конференции, 20-21 ноября 1997 г. М„ 1998. С. 108-110.
  79. Маруховська О. Врегулювання етнопол1тичних конфлпспв: наука чи мистецтво // В1че. 1998, № 1. С.12-23.
  80. Марченко Г.И. Методологические подходы к исследованию этнополитических явлений // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. М., 1995, № 1. С. 5-16.
  81. Марченко Г.И. Этнос как объект и субъект политики: социальные основы национальной политики // Вестник Московского ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1997, №5. С. 21-37.
  82. Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // ОНС: Общественные науки и современность. 1997, № 1. С. 52-62.
  83. Межнациональные отношения в регионах России и СНГ. М., 1994.
  84. Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994.
  85. Межнациональные отношения в России и СНГ: Семинар Московского центра Карнеги. М.: ИЦ "АИРО-ХХ", 1995. Вып. 2.
  86. Межнациональные противоречия в России: стратегия партий и общественных движений (Круглый стол) // Социологические исследования. 1992, № 11. С. 32-47.
  87. Межуев Б.В. Понятие "национальный интерес" в российской общественно-политической жизни // Полис. 1997, № 1. С. 5-31.
  88. Межуев В. Нация и государство // Россия на новом рубеже. М., 1995. С. 133153.
  89. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1999.
  90. Мельников А.Н. Национальные отношения как проблема, пробуждающая философского сознание // Пробуждающееся сознание. Барнаул, 1995. С. 3139.
  91. Мельников А.Н. Субъект национальных отношений: социально-философские проблемы генезиса. Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Барнаул, 1997. 36 с.
  92. Мирский Г. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах // Мировая экономика и международные отношения. 1997, №2. С. 12-22.
  93. Многонациональный мир Оренбуржья. Оренбург, 1994.
  94. Мосейко А.Н. Коллективное бессознательное и мифологизация этнических отношений в современной России // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М., 1997. С. 96-106.
  95. Москвина Н. Национальный вопрос на семи холмах // Московский комсомолец, 08.10.99 г.
  96. Муталимов А.Э. Этнические ценности и их конфликты // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Саратов, 1998. 4.2. С. 45-51.
  97. Надточий О.П. К вопросу формирования национального самосознания // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Воронеж, 1997. Вып. 13. С. 68-76.
  98. Научные центры Москвы по исследованию национальных процессов. М., 1997. 87 с.101 .Национализм и межнациональные конфликты. М., 1991. Вып. 1. 98 с.
  99. Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997. 679 с.
  100. Национальная психология и духовные ценности народа: Материалы межрегиональной научно-теоретической конференции. Днепропетровск, 1994. 156 с.
  101. Национальный интерес (заочный круглый стол) // Полис. 1995, № 1. С. 79-120.
  102. Национальные отношения и межнациональные конфликты. Владикавказ, 1997.
  103. Новикова О.С. Национальное самосознание как превращенная форма социальных отношений. М.: Прометей, 1998.
  104. Нуруллаев A.A. Гармонизация межконфессиональных отношений важное условие межнационального согласия // Расы и народы. 1997, № 24.
  105. Обзор социологических материалов по общественно-политическим и социально-экономическим проблемам, опубликованных в средствах массовой информации в 1998 году (Информационный материал ) / Ред. и составитель Кириенко В.П. М., 1999. 258 с.
  106. Общероссийские избирательные объединения накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва: Справочник / Под общ. ред. Застрожной O.K. М.: Весь мир, 1999. 200 с.
  107. Опыт решения национального вопроса (теория и практика: СНГ и развивающиеся страны): Международная научная конференция (г. Тбилиси, 12-26 мая 1995). М„ 1996. 171 с.
  108. Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов России (Модель Башкортостана) / Отв. ред. Губогло М.Н. М.: Старый сад, 1998. 320 с.
  109. Подойницына И.И. Этнокультурное разделение труда: К постановке вопроса // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. С. 400-409.
  110. Политика в этническом измерении // Политический процесс современной России. СПб., 1995. Вып. 1. С. 7-48.
  111. Политические партии России. Программные документы политических партий. М.: Луч, 1994.
  112. Политические партии современной России и национальный вопрос: Сборник документов / Авторы-составители: Бабинцев В.А., Бердников А.Ф. М.: Клуб "Реалисты", 1996. 224 с.
  113. Политическое управление: теория и практика. М., 1997.
  114. Попов Б. Национальное бытие в сфере политики, идеологии, духовности // Философская и социологическая мысль. Киев, 1995, № 11/12. С. 237-240.
  115. Постнов А. Протоколы казанского мудреца. В России издано иллюстрированное пособие по русофобии // Exlibris, Независимая газета, № 15, 19.04.99 г.
  116. Постнова В. Реставрация Казанского ханства // Независимая газета, 20.10.98 г.
  117. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы (круглый стол) // Социологические исследования. 1997, № 2. С. 77-94.
  118. Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты: Тезисы докладов и сообщений участников межвузовской научно-теоретической конференции / МВД России. Ростов-на-Дону, 1996. 98 с.
  119. Пути решения национального вопроса в современной России (позиции государства, партий и политических деятелей по вопросам национальной политики в Российской Федерации) / Автор-составитель Бабинцев В.А. М., 1999. 357 с.
  120. Разделит ли Россия участь Союза ССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика) / Редкол.: Баграмов Э.А., Доронченков А.И., Морозова М.М., Надолишный П.И. М., 1993. 200 с.
  121. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения. Казань, 1998.
  122. Рогозин Д.О. "Русский вопрос и его влияние на национальную и международную безопасность. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 28 с.
  123. Россия: Центр и регионы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997-1999. Вып. 1, 2, 3.
  124. Российская Федерация: нации и межнациональные отношения. Новосибирск. 1993. 193 с.
  125. Рывкина Р. Между этнократией и гражданским обществом // Свободная мысль. 1997, №4. С. 81-95.
  126. Рыкалина JI.A. О природе этнонационального конфликта // Социально-политический журнал. 1995, №5. С. 216-219.
  127. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар: Изд-во КубГУ, 1997. 172 с.
  128. Серенко А. Кавказские пленники // Независимая газета, 05.11.99 г.
  129. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М.: Механик, 1996. 208 с.
  130. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб., 1994.
  131. Скворцов Н.Г. Этничность: социологические перспективы // Социологические исследования. 1999, № 1.
  132. Скворцов Н.Г. Этничность в современном обществе: подходы и проблемы // Возрождение культуры России. СПб., 1996. Вып. 4, С. 45-54.
  133. Скрыпник В.И. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр, 1997.45 с.
  134. Снегирева Т.Н. Россия XXI века: поиски социально-политической стабильности // Вестник научной информации. М.: ИМЭ и ПИ РАН, 1998. № 3. С. 3-25.
  135. Современное российское общество: переходный период. М., 1998.
  136. Современные миграционные процессы в России. М.: ИСПИ РАН, 1994. 80 с.
  137. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
  138. Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1998.
  139. Социологические исследования в России (Материалы социологических центров и служб). Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения. М.: ИНИОН РАН, 1998. 47 с.
  140. Стабилизация межэтнических и социокультурных отношений на Кавказе (по материалам "круглого стола "Культурный диалог народов Кавказа в Москве", 1999 г.) М.: Этносфера, 1999. 144 с.
  141. Суворов В.Л. Политическое регулирование межнациональных конфликтов: современный опыт, проблемы, тенденции. Автореф. дис. . канд. полит, наук. М., 1997. 22 с.
  142. Султанов К. Новый самообман? О пределах этноцентризма в политическом обществе//Власть. 1997, №9. С. 31-35.
  143. Танпиев Т.А. Некоторые вопросы философии ингушской национальной культуры // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 1998. Симпозиум 4. С. 67-69.
  144. Титяев Н.В. Национальные связи в структуре политического процесса // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997. С. 230-232.
  145. Тишков В. А. Забыть о нации: постнационалистическое понимание национализма // Этнографическое обозрение. 1998, №5. С. 3-26.
  146. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм. 1997, № 3. С. 71-108.
  147. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М., 1993.
  148. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / РАН Ин-т этнологии и антропологии. М.: Русский мир, 1997. 532 с.
  149. Тишков В.А. Стратегии противодействия экстремизму // Независимая газета, 18.03.99 г.
  150. Торукало В.П. Нация и национальные отношения: истоки, теория, современность. Автореф. дис.д-ра филос. наук. М., 1997. 40 с.
  151. Ургалкин Ю.А. Регионализация национальных отношений в Российской Федерации. Философско-методологический аспект. Самара, ИЭКА "Поволжье": Изд-во СамГПУ, 1995. 164 с.
  152. Усков Ю.В. Дух народа и государственное устройство России // Молодая наука Марий-Эл. Йошкар-Ола, 1995. С. 155-164.
  153. Филиппов В. "Нулевой вариант" в этнополитике путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. 1997, № 2. С. 21-40.
  154. Философия и социология. Майкоп, 1996. №4. С. 17-34.
  155. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994, № 1.
  156. Чайников Ю.В. Современные этнические и миграционные процессы: Статья // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Сер. 5, История. 1993, № 1. С. 52-56.
  157. Чертихин В.Е. Этнический характер и исторические судьбы России // ОНС: общественные науки и современность. 1996, №4. С. 78-86.
  158. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭ РАН, 1994.
  159. Цукиев A.A. Осетино-ингушский конфликт (1992 .): его предыстория и факторы развития. М.: РоссПЭН, 1998. 199 с.
  160. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек: (Социально-философский аспект. Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 1996. 168 с.
  161. Шестаков A.A. Контрверзы идентичностей: родина и отечество в российской посткоммунистической культуре // Проблемы методологии. Самара, 1998. С. 152-161.
  162. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских // Социологические исследования. 1999, № 4.
  163. Шнирельман В.А. Евразийство и национальный вопрос (Вместо ответа В.В. Карлову) // Этнографическое обозрение. 1997, № 2. С. 112-125.
  164. Шульга H.H. Этническая самоидентификация личности. Киев: Ин-т социологии HAH Украины, 1996.
  165. Этнические и региональные конфликты в Евразии. М.: Весь мир, 1997. Кн. 1. 204 с.
  166. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сборник статей. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995. 336 с.
  167. Этносоциальные проблемы в Сибири. Новосибирск, 1997. Вып. 1. С. 12-21.
  168. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации. М.: ИСПИ РАН, 1995. 65 с.
  169. Этнополитическая ситуация и межэтнические отношения в республиках Российской Федерации. М., 1994. Вып. 4. 19 с.